|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 362 |
Итак, он
путем вращения округлил космос до состояния сферы , поверхность которой повсюду
равно отстоит от центра, то есть сообщил Вселенной очертания, из всех очертаний
наиболее совершенные и подобные самим себе, а подобное он нашел в мириады раз
более прекрасным, чем неподобное. Всю поверхность сферы он вывел совершенно
ров-с ной, и притом по различным соображениям. Так, космос не имел никакой
потребности ни в глазах, ни в слухе, ибо вне его не осталось ничего такого, что
можно было бы видеть или слышать. Далее, его не окружал воздух, который надо
было бы вдыхать.
Равным образом ему не было нужды в каком-либо органе, посредством которого он
принимал бы пищу или извергал обратно уже переваренную: ничто не выходило за его
пределы и не входило в него откуда бы то ни было, ибо входить было нечему. [Тело
космоса] было искусно устроено так, чтобы получать пищу от своего собственного
тления, осуществляя все свои действия и состояния в себе самом и само через
себя. Ибо построявший его нашел, что пребывать самодовлеющим много лучше, нежели
нуждаться в чем-либо. Что касается рук, то не было никакой надобности что-то
брать ими или против кого-то обороняться, и потому он счел излишним прилаживать
их к телу, равно как и ноги или другое устройство для хождения.
Ибо такому телу из семи родов движения он уделил соответствующий род, а именно
тот, который близко всего к уму и разумению. Поэтому он заставил его
единообразно вращаться в одном и том же месте, в самом себе, совершая круг за
кругом, а остальные шесть родов движения были устранены, чтобы не сбивать
первое. Поскольку же для такого круговращения не требовалось ног, он породил
[это существо] без голеней и без стоп. Весь этот замысел вечносущего бога
относительно бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело
[космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково
распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным
из совершенных тел.
В его центре построявший дал место душе, откуда распространил ее по всему
протяжению и в придачу облек ею тело извне. Так он создал небо, кругообразное и
вращающееся, одно-единственное, по благодаря своему совершенству способное
пребывать в общении с самим собою, не нуждающееся ни в ком другом и
довольствующееся познанием самого себя и содружеством с самим собой. Предоставив
космосу все эти преимущества, [демиург] дал ему жизнь блаженного бога. Если мы в
этом пашем рассуждении только позднее попытаемся перейти к душе, то это отнюдь
не означает, с будто и бог построил ее после [тела], ведь при сопряжении их он
не дал бы младшему [началу] главенства над старшим.
Это лишь мы, столь подверженные власти случайного и приблизительного, и в речах
наших руководимся этим, но бог сотворил душу первенствующей и старейшей по
своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил он
ее вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и
вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал
путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и
природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и
тем, что претерпевает разделение в телах.
|
|