|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 358 |
Итак, чтобы .наконец-то дойти до сути дела, я
согласен, Сократ, повторить мое повествование уже не в сокращенном виде, но со
всеми подробностями, с которыми я сам его слышал. Граждан и государство, что
были тобою вчера нам представлены как в покоем мифе, мы перенесем в
действительность и будем исходить из того, что твое государство и есть вот эта
наша родина, а граждане, о которых ты размышлял, суть вправду жившие наши предки
из рассказов жреца.
Соответствие будет полное, и мы не погрешим против истины, утверждая, что в
те-то времена они и жили. Что же, поделим между собой обязанности и попытаемся
сообща должным образом справиться с той задачей, что ты нам поставил. Остается
поразмыслить, Сократ, по сердцу ли нам такой предмет или вместо него нужно
искать какой-либо иной.
Сократ. Да что ты, Критий, какой же предмет мы могли бы предпочесть этому? Ведь
он как нельзя лучше подходит к священнодействиям в честь богини, ибо сродни ей
самой; притом важно, что мы имеем дело не с вымышленным мифом, но с правдивым
сказанием. Если мы его отвергнем, где и как найдем мы что-нибудь лучше? Это
невозможно. Так в добрый час! Начинайте, а я в отплату за мои вчерашние речи
буду молча вас слушать.
Критий. Если так, узнай же, Сократ, в каком порядке будем мы тебя угощать. Мы
решили, что, коль скоро Тимей являет собою среди нас самого глубокого знатока
астрономии и главнейшим своим занятием сделал познание природы всех вещей, он и
будет говорить первым, начав с возникновения космоса и закончив природой
человека. После него - мой черед; я как бы приму из его рук людей, которые в его
речи претерпят рождение, а от тебя некоторых из них получу еще и с превосходным
воспитанием.
Затем в соответствии с Солоновым рассказом и законоположением я представлю их на
наш суд, чтобы добиться для них права гражданства, исходя из того что они и есть
те самые афиняне былых времен, о которых после долгого забвения возвестили нам
священные записи, и в дальнейшем нам придется говорить о них уже как о наших
согражданах и подлинных афинянах.
Сократ. Я вижу, вы собираетесь отблагодарить меня сполна и щедро! Что ж, Тимей,
тебе, кажется, пора говорить, по обычаю сотворив молитву богам.
Тимей. Еще бы, Сократ! Все, в ком есть хоть малая толика рассудительности, перед
любым неважным или важным начинанием непременно призывают на помощь божество. Но
ведь мы приступаем к рассуждениям о Вселенной, намереваясь выяснить, возникла ли
она и каким именно образом; значит, нам просто необходимо, если только мы не
впали в совершенное помрачение, воззвать к богам и богиням и испросить у них,
чтобы речи паши были угодны им, а вместе с тем удовлетворяли бы нас самих.
Таким да будет наше воззвание к богам! Но и к самим себе нам следует воззвать,
дабы вы наилучшим образом меня понимали, а я возможно более правильным образом
развивал свои мысли о предложенном предмете. Представляется мне, что для начала
должно разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее
возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее.
|
|