|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 99 |
Дело в том, что
страсть не возникает в присутствии знания, которое считается научным в
собственном смысле слова (kyrios episteme), и это знание не увлекается силою
страсти; страсть возникает, когда в нас присутствует [только] чувственное
знание.
Итак, пусть достаточно сказано о том, сознательно или несознательно и в
каком смысле сознательно можно вести невоздержную жизнь.
6 (IV). Вслед за этим надо сказать о том, существует ли невоздержный во
всех отношениях [и в безусловном смысле слова], или же все [невоздержные
невоздержны только] частично, и если [невоздержный во всех отношениях]
существует, то с чем он имеет дело.
Ясно между тем, что воздержные и выдержанные, так же как невоздержные и
изнеженные, проявляются в отношении к удовольствиям и страданиям. Коль скоро
из того, что доставляет удовольствие, одно - вещи необходимые, а другое само
по себе заслуживает избрания, но допускает нарушение меры, причем
необходимое относится к телу (под этим я имею в виду то, что связано с пищей
и любовной потребностью, и подобные телесные [надобности], с которыми мы
соотнесли распущенность и благоразумие), а что является не необходимым,
заслуживает избрания само по себе (я имею в виду, например, победу, почет,
богатство и тому подобные блага и удовольствия), - [коль скоро все это так],
тогда тех, кто [в вещах, достойных избрания], вопреки заключенному в них
самих верному суждению нарушают меру, мы не называем невоздержными во всех
отношениях, но уточняем: "невоздержные в отношении к имуществу", или "к
наживе", или "к почестям", или "в порыве ярости", но не [говорим] без
уточнений, потому что эти люди отличаются от [невоздержных в необходимых
вещах] и называются невоздержными в силу сходства. (Сравним это с
победителем Олимпийских игр по имени Человек. В самом деле, в случае с ним
общее понятие "человек" мало отличалось от собственного имени, но все же
отличалось.) И вот подтверждение: невоздержность [в общем смысле] осуждают
не только как недомыслие, но и как известную порочность или в общем, или в
частном смысле, [тогда как] никого [из невоздержных] в других отношениях
так, [т. е. как порочных], не [осуждают].
Из тех, кто имеет дело с телесными усладами (в связи с ними мы говорим
о благоразумном и распущенном), тот, кто не по сознательному выбору, но
вопреки и ему, и мысли, ищет чрезмерных удовольствий и избегает страданий,
голода, жажды, жары и холода и всего, что бывает от осязания и вкуса,
именуется невоздержным без уточнений (дескать, в таком-то отношении,
например в гневе), а просто вообще невоздержным. Подтверждение такое:
изнеженным считают за отношение к этим [удовольствиям и неудовольствиям], но
не за отношение к одному из тех, [не телесных удовольствий]. И по этой
причине мы почти отождествляем невоздержного и распущенного, так же как
воздержного и благоразумного (но никого из тех [дру гих]), потому что они
имеют дело с одними и теми же (в известном смысле) удовольствиями и
страданиями.
|
|