|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 123 |
Оставим, однако, это в стороне, ибо [для настоящего
исследования] это довольно-таки посторонние [вопросы].
11 (IX). Очевидно, как было сказано и в начале, дружба относится к тем
же вещам и бывает между теми же людьми, что и право[судие], ибо своего рода
право[судие] и дружба имеют место при всех вообще общественных
взаимоотношениях, [т. е. в сообществах]. Во всяком случае, к спутникам в
плавании и к соратникам по войску обращаются как к друзьям, равно как и при
других видах взаимоотношений, ибо, насколько люди объединены
взаимоотношениями [в сообществе], настолько и дружбой, потому что и правом
тоже [настолько]. Да и пословица "У друзей [все] общее" правильна, ибо
дружба [предполагает отношения] общности. У братьев и товарищей общим может
быть все, а у других - [только вполне] определенные вещи - у одних больше, у
других меньше, ибо и дружбы бывают и более и менее тесными. Различны и
[виды] права, потому что неодинаковые права у родителей по отношению к детям
и в отношениях братьев друг к другу, а также права товарищей и сограждан;
это справедливо и для других [видов] дружбы. Различными будут и
неправосудные вещи в каждом из названных случаев, и [неправосудность] тем
больше, чем ближе друзья; так, лишить имущества друга ужаснее, чем
согражданина, а брату не оказать помощи ужаснее, чем чужому, избить же отца
ужаснее, чем любого другого. Праву также свойственно возрастать по мере
[роста] дружбы, коль скоро [дружба и право] относятся к одним и тем же людям
и распространяются на равные [области].
Между тем все сообщества - это как бы члены (morioi) государственного
сообщества: они промышляют что-то нужное, добывая что-нибудь из необходимого
для жизни. А ведь государственные взаимоотношения с самого начала сложились,
очевидно, ради [взаимной] пользы и постоянно ей служат; и законодатели
стараются достичь ее и утверждают: что всем на пользу, то и есть право. А
это значит, что другие взаимоотношения, [в сообществах], преследуют цель
частной полезности; так, моряки имеют целью [пользу] в смысле зарабатывания
денег за плавание и что-нибудь такое; соратники на войне стремятся к
[пользе] с точки зрения войны: в одних случаях - [захватить] имущество, в
других - [завоевать] победу, в третьих - [взять] город; соответственно
обстоит дело и у членов филы или дема. {А иные [сообщества], видимо,
возникают ради удовольствия, например тиасы и [сообщества] эранистов; их
цель - жертвенные пиры и пребывание вместе} (все эти [сообщества],
по-видимому, подчиняются государственному, ибо государственные
взаимоотношения ставят себе целью но сиюминутную пользу, а пользу для всей
жизни в целом), они совершают торжественные жертвоприношения и собираются
для этого вместе, оказывая почести богам и предоставляя самим себе отдых,
сопровождаемый удовольствием. Как можно заметить, древние торжественные
жертвоприношения и собрания бывали после сбора плодов, словно первины в
честь богов; действительно, именно в эту пору имели больше всего досуга.
|
|