|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 88 |
Впрочем, можно рассмотреть и такой [вопрос]: почему, в самом деле,
ребенок может стать математиком, но мудрым природоведом не может. Может
быть, дело в том, что [предмет математики] существует отвлеченно, а начала
[предметов философии - мудрости и физики} постигаются из опыта? И юноши не
имеют веры [в начала философии и физики], но только говорят [с чужих слов],
а в чем суть [начал в математике], им совершенно ясно? А кроме того, решение
может быть принято ошибочно либо с точки зрения общего, либо с точки зрения
частного, ведь [можно ошибаться], как полагая, что плоха всякая вода с
примесями, так и считая, что в данном случае она их содержит.
Что рассудительность не есть наука, [теперь] ясно, ведь она, как было
сказано, имеет дело с последней данностью, потому что таково то, что
осуществляется в поступке. Рассудительность, таким образом, противоположна
уму, ибо ум имеет дело с [предельно общими] определениями, для которых
невозможно суждение, [или обоснование], а рассудительность, напротив, - с
последней данностью, для [постижения] которой существует не наука, а
чувство, однако чувство не собственных [предметов чувственного восприятия],
а такое, благодаря которому {в математике} мы чувствуем, что последнее
[ограничение плоскости ломаной линией] - это треугольник, ибо здесь и
придется остановиться. Но [хотя] по сравнению с рассудительностью это в
большей степени чувства, оно представляет собою все-таки особый вид
[чувства].
10. Поиски (to dzetein) отличаются от принимания решений (to
boyleyesthai), потому что принимание решения - это один из видов поисков.
Что касается разумности в решениях (eyboylia), то надо понять, в чем ее
суть, является ли она своего рода знанием, [или наукой], мнением, наитием,
или это нечто другого рода.
Конечно, это не знание, ведь не исследуют то, что знают, а разумность в
решениях - это разновидность принимания решения, и тот, кто принимает
решение, занимается поисками и расчетом. Но это, конечно, и не наитие, ибо
наитие [обходится] без [рас]суждения и [является] внезапно, между тем как
решение принимают в течение долгого времени; и пословица гласит: решенью
скоро выполняться, приниматься медленно. Наконец, и проницательность
отличается от разумности в решениях, ибо проницательность - это своего рода
наитие.
И конечно, разумность в решениях не совпадает с мнением. Но поскольку
тот, кто плохо принимает решения, ошибается, а кто разумно - [поступает]
правильно, ясно, что разумность в решениях - это разновидность правильности,
однако правильности не науки и не мнения, потому что правильность для науки
не существует (ибо не существует и ошибочность), а для мнения правильность -
[это] истинность, [а не разумность], и вместе с тем все, о чем имеется
мнение, уже определено, [а решение принимают о неопределенном]. Однако
разумность в решениях не чужда и рассуждению.
|
|