Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 88

Впрочем, можно рассмотреть и такой [вопрос]: почему, в самом деле,
ребенок может стать математиком, но мудрым природоведом не может. Может
быть, дело в том, что [предмет математики] существует отвлеченно, а начала
[предметов философии - мудрости и физики} постигаются из опыта? И юноши не
имеют веры [в начала философии и физики], но только говорят [с чужих слов],
а в чем суть [начал в математике], им совершенно ясно? А кроме того, решение
может быть принято ошибочно либо с точки зрения общего, либо с точки зрения
частного, ведь [можно ошибаться], как полагая, что плоха всякая вода с
примесями, так и считая, что в данном случае она их содержит.
Что рассудительность не есть наука, [теперь] ясно, ведь она, как было
сказано, имеет дело с последней данностью, потому что таково то, что
осуществляется в поступке. Рассудительность, таким образом, противоположна
уму, ибо ум имеет дело с [предельно общими] определениями, для которых
невозможно суждение, [или обоснование], а рассудительность, напротив, - с
последней данностью, для [постижения] которой существует не наука, а
чувство, однако чувство не собственных [предметов чувственного восприятия],
а такое, благодаря которому {в математике} мы чувствуем, что последнее
[ограничение плоскости ломаной линией] - это треугольник, ибо здесь и
придется остановиться. Но [хотя] по сравнению с рассудительностью это в
большей степени чувства, оно представляет собою все-таки особый вид
[чувства].

10. Поиски (to dzetein) отличаются от принимания решений (to
boyleyesthai), потому что принимание решения - это один из видов поисков.
Что касается разумности в решениях (eyboylia), то надо понять, в чем ее
суть, является ли она своего рода знанием, [или наукой], мнением, наитием,
или это нечто другого рода.
Конечно, это не знание, ведь не исследуют то, что знают, а разумность в
решениях - это разновидность принимания решения, и тот, кто принимает
решение, занимается поисками и расчетом. Но это, конечно, и не наитие, ибо
наитие [обходится] без [рас]суждения и [является] внезапно, между тем как
решение принимают в течение долгого времени; и пословица гласит: решенью
скоро выполняться, приниматься медленно. Наконец, и проницательность
отличается от разумности в решениях, ибо проницательность - это своего рода
наитие.
И конечно, разумность в решениях не совпадает с мнением. Но поскольку
тот, кто плохо принимает решения, ошибается, а кто разумно - [поступает]
правильно, ясно, что разумность в решениях - это разновидность правильности,
однако правильности не науки и не мнения, потому что правильность для науки
не существует (ибо не существует и ошибочность), а для мнения правильность -
[это] истинность, [а не разумность], и вместе с тем все, о чем имеется
мнение, уже определено, [а решение принимают о неопределенном]. Однако
разумность в решениях не чужда и рассуждению.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz