|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 117 |
Вполне понятно,
что такая дружба постоянна, ведь в ней все, что должно быть у друзей,
соединяется вместе. Действительно, всякая дружба существует или ради блага,
или ради удовольствия, [причем и то и другое] - или в безотносительном
смысле, или для того, кто питает дружбу, т. е. благодаря известному
сходству. А в совершенной дружбе имеется все, о чем было сказано, благодаря
самим по себе [друзьям]; в ней ведь друзья подобны друг другу и остальное -
благо и удовольствие в безотносительном смысле - присутствует в ней. Это
главным образом и вызывает дружбу: так что "дружат" прежде всего такие люди,
и дружба у них наилучшая.
Похоже, что такие дружбы редки, потому что и людей таких немного. А
кроме того, нужны еще время и близкое знакомство (synetheia), ибо, как
говорит пословица, нельзя узнать друг друга, прежде чем съешь вместе [с
другом] тот знаменитый "[пуд] соли", и потому людям не признать друг друга и
не быть друзьями, прежде чем каждый предстанет перед другим как достойный
дружбы и доверия. А те, кто в отношениях между собою вдруг начинают вести
себя дружески (ta philika poioyntes), желают быть друзьями, но не являются
ими, разве что они [взаимно] достойны дружеской приязни и знают об этом;
действительно, хотя желание дружбы возникает быстро, дружба - нет.
5 (IV). Итак, эта дружба совершенная как с точки зрения
продолжительности, так и с остальных точек зрения. И во всех отношениях
каждый получает от другого [нечто] тождественное или сходное, как то и
должно быть между друзьями. Дружба ради удовольствия имеет сходство с этой
дружбой, ведь и добродетельные доставляют друг другу удовольствие. Так
обстоит дело и с дружбой ради пользы, ибо добродетельные тоже полезны друг
для друга. И даже между такими [друзьями ради пользы или удовольствия]
дружеские привязанности (philiai) особенно постоянны, когда они получают
друг от друга одинаковое, например удовольствие, и не просто [удовольствие],
а еще и от того же самого так, как бывает у остроумных, а не как у
влюбленного и возлюбленного. Действительно, эти последние получают
удовольствие не от одного и того же, но один, видя другого, а другой от
ухаживаний влюбленного. Когда же подходит к концу пора [юности], иногда к
концу подходит и [такая] дружба: ведь первый не получает удовольствия от
созерцания второго, а второй не получает ухаживаний от первого. Многие,
однако, постоянны в дружбе, если благодаря близкому знакомству, как люди
сходных нравов, они полюбили нравы [друг друга].
Те, кто в любовных делах обмениваются не удовольствием, а пользой, и
худшие друзья, и менее постоянные, а те, кто друзьями бывают из соображений
пользы, расторгают [дружбу] одновременно с [упразднением] надобности, ибо
они были друзьями не друг другу, а выгоде.
Поэтому друзьями из соображений удовольствия и из соображений пользы
могут быть и дурные [люди], и добрые [могут быть друзьями] дурным, и
человек, который ни то ни се, - другом кому угодно; ясно, однако, что только
добродетельные [бывают друзьями] друг ради друга, ведь порочные люди не
наслаждаются друг другом, если им нет друг от друга какой-нибудь выгоды.
|
|