Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 191

Если речь идет о
людях сходного происхождения, сопоставить это сравнительно просто; более
трудоемкое дело, когда они разны. Отступать из-за этого тем не менее не
следует, но надо так провести разграничение, как это окажется возможным.



3(111).


Труден и вопрос о том, расторгать или нет дружеские связи с теми, кто
не остаются прежними. Может быть, нет ничего странного в расторжении дружбы
с теми, кто нам друзья из соображений пользы или удовольствия, когда ни
того, ни другого в них уже не [находят]? Друзьями-то были тем [выгодам и
удовольствиям], а когда они исчерпались, вполне разумно не питать дружбы.
Однако будет подан повод к жалобе, если, любя за пользу или удовольствие,
делали вид, что за нрав. Именно это мы уже сказали в .начале[13]:
большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они являются
друзьями не в том смысле, в каком думают. Поэтому всякий раз, как человек
обманулся и предположил, что к нему питают дружбу за его нрав, в то время
как другой ничего подобного не делает, пусть он винит самого себя; но всякий
раз, когда он введен в заблуждение притворством другого, он вправе
жаловаться на введшего в заблуждение, причем.даже больше, чем на
фальшивомонетчика, настолько, насколько пеннее [предмет], на который
обращено коварство.

А когда человека принимают, считая его добродетельным, а он оказывается
испорченным и обнаруживает [это], то разве надо все еще питать к нему
дружбу? Это же невозможно, коль скоро не все, [что угодно], предмет приязни,
а только собственно благо. Подлое же и не является предметом дружеской
приязни, и не должно им быть, ибо не следует ни быть другом подлости
(philoponeros), ни уподобляться дурному; сказано ведь, что подобное -- в
дружбе с подобным[14]. Надо ли в таком случае расторгать дружбу немедленно,
или, может быть, не со всеми, но с неисцелимыми в своей испорченности?
Однако помощь тем, у кого есть возможность исправиться, должна иметь в виду
скорее нрав, а не состояние, в той мере, в какой нрав выше [имущества] и
теснее связан (oikeiоteron) с дружбой. Расторгая [дружбу с неисцелимо
порочным, человек] не делает, видимо, ничего странного, ведь другом он был
не такому, [а прежнему], и вот, будучи не в состоянии спасти изменившегося
друга, он от него, отступается.

Если же один остается прежним, а другой становится более добрым
человеком и начинает намного отличаться от первого добродетелью, надо ли
обращаться с первым как с другом? или это невозможно? При большом
расхождении становится особенно ясно, [что это невозможно], например, в
дружбах с детства; действительно, если один по образу мыслей (tеn dianoian)
остается ребенком, а другой становится мужем в лучшем смысле слова (hoios
kratistos), то как им быть друзьями, когда им нравится не одно и то же и
радуются и страдают [они по разным поводам]? Ведь даже отношение друг к
другу у них будет не совпадать, а без этого, как мы видели, нельзя быть
друзьями, ибо без этого невозможно иметь общий образ жизни (symbioyn).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz