|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 191 |
Если речь идет о
людях сходного происхождения, сопоставить это сравнительно просто; более
трудоемкое дело, когда они разны. Отступать из-за этого тем не менее не
следует, но надо так провести разграничение, как это окажется возможным.
3(111).
Труден и вопрос о том, расторгать или нет дружеские связи с теми, кто
не остаются прежними. Может быть, нет ничего странного в расторжении дружбы
с теми, кто нам друзья из соображений пользы или удовольствия, когда ни
того, ни другого в них уже не [находят]? Друзьями-то были тем [выгодам и
удовольствиям], а когда они исчерпались, вполне разумно не питать дружбы.
Однако будет подан повод к жалобе, если, любя за пользу или удовольствие,
делали вид, что за нрав. Именно это мы уже сказали в .начале[13]:
большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они являются
друзьями не в том смысле, в каком думают. Поэтому всякий раз, как человек
обманулся и предположил, что к нему питают дружбу за его нрав, в то время
как другой ничего подобного не делает, пусть он винит самого себя; но всякий
раз, когда он введен в заблуждение притворством другого, он вправе
жаловаться на введшего в заблуждение, причем.даже больше, чем на
фальшивомонетчика, настолько, насколько пеннее [предмет], на который
обращено коварство.
А когда человека принимают, считая его добродетельным, а он оказывается
испорченным и обнаруживает [это], то разве надо все еще питать к нему
дружбу? Это же невозможно, коль скоро не все, [что угодно], предмет приязни,
а только собственно благо. Подлое же и не является предметом дружеской
приязни, и не должно им быть, ибо не следует ни быть другом подлости
(philoponeros), ни уподобляться дурному; сказано ведь, что подобное -- в
дружбе с подобным[14]. Надо ли в таком случае расторгать дружбу немедленно,
или, может быть, не со всеми, но с неисцелимыми в своей испорченности?
Однако помощь тем, у кого есть возможность исправиться, должна иметь в виду
скорее нрав, а не состояние, в той мере, в какой нрав выше [имущества] и
теснее связан (oikeiоteron) с дружбой. Расторгая [дружбу с неисцелимо
порочным, человек] не делает, видимо, ничего странного, ведь другом он был
не такому, [а прежнему], и вот, будучи не в состоянии спасти изменившегося
друга, он от него, отступается.
Если же один остается прежним, а другой становится более добрым
человеком и начинает намного отличаться от первого добродетелью, надо ли
обращаться с первым как с другом? или это невозможно? При большом
расхождении становится особенно ясно, [что это невозможно], например, в
дружбах с детства; действительно, если один по образу мыслей (tеn dianoian)
остается ребенком, а другой становится мужем в лучшем смысле слова (hoios
kratistos), то как им быть друзьями, когда им нравится не одно и то же и
радуются и страдают [они по разным поводам]? Ведь даже отношение друг к
другу у них будет не совпадать, а без этого, как мы видели, нельзя быть
друзьями, ибо без этого невозможно иметь общий образ жизни (symbioyn).
|
|