Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 90


Отсюда и происходит слово "соображение" и соответственно
"сообразительные", а именно от соображения при усвоении знаний, ибо часто мы
говорим "соображать" вместо "усваивать".
(XI). Так называемая совесть, которая позволяет называть людей
совестящимися и имеющими совесть, - это правильный суд доброго человека. Это
подтверждается [вот чем]: доброго мы считаем особенно совестливым, а иметь
совестливость в иных вещах - это свойство доброты.
Совестливость же - это умеющая судить совесть доброго человека, причем
судить правильно, а правилен [этот суд], когда исходит от истинно [доброго
человека].

12. Разумеется, все эти склады имеют одну и ту же направленность, ведь
мы применяем понятия "совесть", "соображение", "рассудительность" и "ум" к
одним и тем же людям и говорим, что они имеют совесть и уже наделены умом и
что они рассудительные и соображающие.
Дело в том, что все эти способности существуют для последних данностей
(ta eskhata) и частных случаев (ta kath hekaston). И если человек способен
судить о том, с чем имеет дело рассудительность, то он соображающий,
добросовестный, или совестящийся, ибо доброта - общее свойство вообще всех
добродетельных людей в их отношении к другому.
К частным же случаям и последним данностям относится вообще все, что
осуществляется в поступках, ведь нужно, чтобы и рассудительный их знал; и
соображение вместе с совестью тоже существует для поступков, а они
представляют собою последнюю данность. И ум тоже имеет дело с последними
данностями, [но последними] в обе стороны, ибо и для первых определений и
для последних данностей существует ум (а не суждение), и если при
доказательствах ум имеет дело с неизменными и первыми определениями, то в
том, что касается поступков, - с последней данностью, т. е. с допускающим
изменения и со второй посылкой; эти [последние, или вторые посылки], -
начала в смысле целевой причины, потому что к общему [приходят] от частного;
следовательно, нужно обладать чувством этих [частных, последних данностей],
а оно-то и есть ум.
Поэтому считается, что данные [способности] - природные, и если никто
не бывает мудр от природы, то совесть, соображение и ум имеют от природы.
Это подтверждается нашей уверенностью в том, что эти способности появляются
с возрастом и определенный возраст обладает умом [-разумом] и совестью, как
если бы причиной была природа. {Вот почему ум - это начало и конец, [или,
принцип и цель]: доказательства исходят из [начал] и направлены [на
последнюю данность]}.
Поэтому недоказательным утверждениям и мнениям опытных и старших {или
рассудительных} внимать следует не меньше, чем доказательствам. В самом
деле, благодаря тому что опыт дал им "око", они видят [все] правильно.
Таким образом, сказано, что такое рассудительность и мудрость, к чему
та и другая может относиться и что то и другое является добродетелью разных
частей души.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz