|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 90 |
Отсюда и происходит слово "соображение" и соответственно
"сообразительные", а именно от соображения при усвоении знаний, ибо часто мы
говорим "соображать" вместо "усваивать".
(XI). Так называемая совесть, которая позволяет называть людей
совестящимися и имеющими совесть, - это правильный суд доброго человека. Это
подтверждается [вот чем]: доброго мы считаем особенно совестливым, а иметь
совестливость в иных вещах - это свойство доброты.
Совестливость же - это умеющая судить совесть доброго человека, причем
судить правильно, а правилен [этот суд], когда исходит от истинно [доброго
человека].
12. Разумеется, все эти склады имеют одну и ту же направленность, ведь
мы применяем понятия "совесть", "соображение", "рассудительность" и "ум" к
одним и тем же людям и говорим, что они имеют совесть и уже наделены умом и
что они рассудительные и соображающие.
Дело в том, что все эти способности существуют для последних данностей
(ta eskhata) и частных случаев (ta kath hekaston). И если человек способен
судить о том, с чем имеет дело рассудительность, то он соображающий,
добросовестный, или совестящийся, ибо доброта - общее свойство вообще всех
добродетельных людей в их отношении к другому.
К частным же случаям и последним данностям относится вообще все, что
осуществляется в поступках, ведь нужно, чтобы и рассудительный их знал; и
соображение вместе с совестью тоже существует для поступков, а они
представляют собою последнюю данность. И ум тоже имеет дело с последними
данностями, [но последними] в обе стороны, ибо и для первых определений и
для последних данностей существует ум (а не суждение), и если при
доказательствах ум имеет дело с неизменными и первыми определениями, то в
том, что касается поступков, - с последней данностью, т. е. с допускающим
изменения и со второй посылкой; эти [последние, или вторые посылки], -
начала в смысле целевой причины, потому что к общему [приходят] от частного;
следовательно, нужно обладать чувством этих [частных, последних данностей],
а оно-то и есть ум.
Поэтому считается, что данные [способности] - природные, и если никто
не бывает мудр от природы, то совесть, соображение и ум имеют от природы.
Это подтверждается нашей уверенностью в том, что эти способности появляются
с возрастом и определенный возраст обладает умом [-разумом] и совестью, как
если бы причиной была природа. {Вот почему ум - это начало и конец, [или,
принцип и цель]: доказательства исходят из [начал] и направлены [на
последнюю данность]}.
Поэтому недоказательным утверждениям и мнениям опытных и старших {или
рассудительных} внимать следует не меньше, чем доказательствам. В самом
деле, благодаря тому что опыт дал им "око", они видят [все] правильно.
Таким образом, сказано, что такое рассудительность и мудрость, к чему
та и другая может относиться и что то и другое является добродетелью разных
частей души.
|
|