Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 21


Совершенство искусства - в самих его творениях, ибо довольно того, чтобы они
обладали известными качествами; но поступки, совершаемые сообразно
добродетели, не тогда правосудны или благоразумны, когда они обладают этими
качествами, но когда [само] совершение этих поступков имеет известное
качество- во-первых, оно сознательно (eidos), во-вторых, из брано
преднамеренно (proairoymenos) и ради самого [поступка] и, в-третьих, оно
уверенно и устойчиво. Эти условия, за исключением самого знания, не идут в
счет при овладении другими искусствами. А для обладания добродетелями знание
значит мало или вовсе ничего, в то время как остальные условия - много, даже
все, коль скоро [обладание правосудностью и благоразумием] рождается при
частом повторении правосудных и благоразумных поступков.
Итак, поступки называются правосудными и благоразумными, когда они
таковы, что их мог бы совершить благоразумный человек, а правосуден и
благоразумен не тот, кто [просто] совершает такие [поступки], но кто
совершает их так, как делают это люди правосудные и благоразумные.
Так что правильно сказано, что благодаря правосудным поступкам человек
становится правосудным и благодаря благоразумным - благоразумным: без таких
поступков нечего и надеяться стать добродетельным. Однако в большинстве
своем люди ничего такого не делают, а прибегают к рассуждению и думают, что,
занимаясь философией, станут таким образом добропорядочными. Нечто подобное
делают для недужных те, кто внимательно слушает врачей, но ничего из их
предписаний не выполняет. Ибо так же как тела при таком уходе не будут
здоровы, так и душа тех, кто так философствует.

4. Теперь надо рассмотреть, что такое добродетель. Поскольку в душе
бывают три [вещи] - страсти, способности и устои, то добродетель, видимо,
соотносится с одной из этих трех вещей. Страстями, [или переживаниями], я
называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь (philia),
ненависть, тоску, зависть, жалость - вообще [все], чему сопутствуют
удовольствия или страдания. Способности - это то, благодаря чему мы
считаемся подвластными этим страстям, благодаря чему нас можно, например,
разгневать, заставить страдать или разжалобить. Нравственные устои, [или
склад души], - это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем [своими]
страстями, например гневом: если [гневаемся] бурно или вяло, то владеем
дурно, если держимся середины, то хорошо. Точно так и со всеми остальными
страстями.
Итак, ни добродетели, ни пороки не суть страсти, потому что за страсти
нас не почитают ни добропорядочными, ни дурными, за добродетели же и пороки
почитают, а также потому, что за страсти мы не заслуживаем ни похвалы, ни
осуждения - не хвалят же за страх и не порицают за гнев вообще, но за
какой-то [определенный]. А вот за добродетели и пороки мы достойны и
похвалы, и осуждения.
Кроме того, гневаемся и страшимся мы не преднамеренно (aproairetos), а
добродетели - это, напротив, своего рода сознательный выбор (proairesis),
или, [во всяком случае], они его предполагают И наконец, в связи со
страстями говорят о движениях [души], а в связи с добредетелями и пороками -
не о движениях, а об известных наклонностях.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz