|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 109 |
[Мнение], что высшее благо не является удовольствием, [основано на
том], что удовольствие не цель, а сам [процесс] становления.
Таковы, стало быть, почти все [мнения], высказываемые [по этому
поводу].
13 (XII). Как выясняется из нижеследующих [рассуждений], из этих мнений
еще не следует, что удовольствие не есть ни благо, ни высшее благо.
Прежде всего, коль скоро о "благе" говорят в двух смыслах (в одном
случае в безотносительном, а в других относительно кого-то (tini)), то
соответственно [в двух смыслах говорят] и о естествах людей, и о [душевных]
складах, а значит, и об изменениях, и о [процессах] становления; причем из
тех, что считаются дурными, одни в безотносительном смысле дурны, а для
кого-то нет, но, напротив, в этом смысле достойны избрания; некоторые же не
заслуживают избрания с точки зрения какого-то человека, но только в
определенное время и на короткий срок, постоянно же нет. К тому же некоторые
из них не являются удовольствиями, а [только] кажутся ими, а именно те
удовольствия, что сопряжены со страданием и имеют целью исцеление, как в
случае с недужными.
Далее, поскольку к благу относятся, с одной стороны, деятельность, а с
другой - склад, (или состояние], то [процессы] восстановления естественного
состояния привходящим образом доставляют удовольствие; но при этом
деятельность в связи с влечениями - это [деятельность] тех частей склада и
естества, которые ущербом не затронуты, потому что удовольствия существуют и
помимо страдания и влечения, [когда] естество не испытывает нужды, как,
например, удовольствия умозрения. Это подтверждается тем, что люди
наслаждаются не одними и теми же вещами, когда естество восполняет [ущерб] и
когда оно в [обычном] состоянии; напротив, когда оно в [обычном] состоянии,
наслаждаются тем, что доставляет удовольствие безусловно, а когда восполняют
[ущерб] - то вещами, даже противоположными [безусловно приятному], ибо
наслаждаются кислым и горьким, а ничто из этого и по природе, и безусловно
удовольствия не доставляет. Значит, и удовольствия не [одни и те же в этих
случаях], потому что удовольствия отстоят друг от друга так же, как то, что
их доставляет.
Далее, нет необходимости, чтобы существовало что-то другое, лучшее,
нежели удовольствие, в таком же смысле, в каком цель, по утверждению
некоторых, лучше становления. Дело в том, что удовольствия не являются
[процессами] становления и не все они сопровождаются становлением; напротив,
они являются деятельностями в смысле осуществленности и целью и сопутствуют
не становлению, а пользованию [тем, что есть]; и не для всех удовольствий
цель - это нечто отличное [от них самих], а только для тех, что бывают у
движущихся к восполнению естества. Вот почему неправильно говорить, будто
удовольствие это воспринимаемый чувствами [процесс] становления. Скорее,
следует определить удовольствие как деятельность сообразного естеству
[душевного] склада и вместо "чувственно воспринимаемой" назвать эту
деятельность "беспрепятственной".
|
|