Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 109


[Мнение], что высшее благо не является удовольствием, [основано на
том], что удовольствие не цель, а сам [процесс] становления.
Таковы, стало быть, почти все [мнения], высказываемые [по этому
поводу].

13 (XII). Как выясняется из нижеследующих [рассуждений], из этих мнений
еще не следует, что удовольствие не есть ни благо, ни высшее благо.
Прежде всего, коль скоро о "благе" говорят в двух смыслах (в одном
случае в безотносительном, а в других относительно кого-то (tini)), то
соответственно [в двух смыслах говорят] и о естествах людей, и о [душевных]
складах, а значит, и об изменениях, и о [процессах] становления; причем из
тех, что считаются дурными, одни в безотносительном смысле дурны, а для
кого-то нет, но, напротив, в этом смысле достойны избрания; некоторые же не
заслуживают избрания с точки зрения какого-то человека, но только в
определенное время и на короткий срок, постоянно же нет. К тому же некоторые
из них не являются удовольствиями, а [только] кажутся ими, а именно те
удовольствия, что сопряжены со страданием и имеют целью исцеление, как в
случае с недужными.
Далее, поскольку к благу относятся, с одной стороны, деятельность, а с
другой - склад, (или состояние], то [процессы] восстановления естественного
состояния привходящим образом доставляют удовольствие; но при этом
деятельность в связи с влечениями - это [деятельность] тех частей склада и
естества, которые ущербом не затронуты, потому что удовольствия существуют и
помимо страдания и влечения, [когда] естество не испытывает нужды, как,
например, удовольствия умозрения. Это подтверждается тем, что люди
наслаждаются не одними и теми же вещами, когда естество восполняет [ущерб] и
когда оно в [обычном] состоянии; напротив, когда оно в [обычном] состоянии,
наслаждаются тем, что доставляет удовольствие безусловно, а когда восполняют
[ущерб] - то вещами, даже противоположными [безусловно приятному], ибо
наслаждаются кислым и горьким, а ничто из этого и по природе, и безусловно
удовольствия не доставляет. Значит, и удовольствия не [одни и те же в этих
случаях], потому что удовольствия отстоят друг от друга так же, как то, что
их доставляет.
Далее, нет необходимости, чтобы существовало что-то другое, лучшее,
нежели удовольствие, в таком же смысле, в каком цель, по утверждению
некоторых, лучше становления. Дело в том, что удовольствия не являются
[процессами] становления и не все они сопровождаются становлением; напротив,
они являются деятельностями в смысле осуществленности и целью и сопутствуют
не становлению, а пользованию [тем, что есть]; и не для всех удовольствий
цель - это нечто отличное [от них самих], а только для тех, что бывают у
движущихся к восполнению естества. Вот почему неправильно говорить, будто
удовольствие это воспринимаемый чувствами [процесс] становления. Скорее,
следует определить удовольствие как деятельность сообразного естеству
[душевного] склада и вместо "чувственно воспринимаемой" назвать эту
деятельность "беспрепятственной".



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz