Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 35

Между тем, желанным каждому кажется свое, а если так, то, может
статься, даже противоположное.
Если же это не годится, то не следует ли сказать, что, взятый
безотносительно, истинный предмет желания - это собственно благо, а
применительно к каждому в отдельности - кажущееся благом? И если для
добропорядочного человека предмет желания - истинное благо, то для дурного -
случайное; так ведь даже с телом: для людей закаленных здоровым бывает то,
что поистине таково, а для болезненных [совсем] иное; подобным же образом
обстоит дело с горьким и сладким, с теплым, тяжелым и со всем прочим.
Добропорядочный человек правильно судит в каждом отдельном случае, и в
каждом отдельном случае [благом] ему представляется истинное [благо]. Дело в
том, что каждому складу присущи свои [представления] о красоте и
удовольствии и ничто, вероятно, не отличает добропорядочного больше, чем то,
что во всех частных случаях он видит истину (talethes) так, будто он для них
правило и мерка (kanon kai metron). А большинство обманывается явно из-за
удовольствия, ведь оно, не будучи благом, кажется таковым. Итак,
удовольствие выбирают, принимая его за благо, а страдания избегают, считая
его злом.

7(V). Итак, если цель - это предмет желания, а средства к цели -
предмет принимания решений и сознательного выбора, то поступки, связанные со
средствами, будут сознательно избранными и произвольными. Между тем
деятельности добродетелей связаны со средствами [и тем самым с собственной
волей и сознательным выбором].
Действительно, добродетель, так же как и порочность, зависит от нас. И
в чем мы властны совершать поступки, в том - и не совершать поступков, и в
чем [от нас зависит] "нет", в том - и "да". Следовательно, если от нас
зависит совершать поступок, когда он прекрасен, то от нас же - не совершать
его, когда он постыден; и если не совершать поступок, когда он прекрасен,
зависит от нас, то от нас же - совершать, когда он постыден. А если в нашей
власти совершать, точно так же как и не совершать, прекрасные и постыдные
поступки [и если поступать так или иначе], значит, как мы видели, быть
добродетельными или порочными, то от нас зависит, быть нам добрыми или
дурными.
Изречение "Никто по воле не дурен и против воли не блажен" в одном,
очевидно, ложно, а в другом истинно. В самом деле, блаженным никто не бывает
против воли, зато испорченность [есть нечто] произвольное. Иначе придется
оспорить только что высказанные [положения], и [окажется], что нельзя
признавать человека ни источником, ни "родителем" поступков в том же смысле,
в каком он родитель своих детей. А если это очевидно и мы не можем возводить
наши поступки к другим источникам, кроме тех, что в нас самих, тогда, имея
источник в нас, они сами зависят от нас и являются произвольными.
Это подтверждается, пожалуй, как [поступками] отдельных лиц в сугубо
частных делах, так и самими законодателями, ибо они наказывают и
осуществляют возмездие по отношению к тем, кто совершает худые дела (ta
mokhtera), если только их совершили не подневольно и не по неведению, в
котором сами неповинны, а [тем, кто совершает] прекрасные [поступки,
законодатели] оказывают почести, чтобы [таким образом] подстегнуть одних и
обуздать других.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz