|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 142 |
И вот,
поскольку блаженный не нуждается в друзьях такого рода, кажется, что он не
нуждается в друзьях [вообще].
Но это, видимо, неправда. В начале уже было сказано, что счастье - это
своего рода деятельность; ясно между тем, что деятельность возникает, а не
наличествует, наподобие своего рода приобретения.
Если же быть счастливым - значит жить и действовать и деятельность
добродетельного сама по себе добропорядочна и доставляет, как было сказано в
начале, удовольствие; и если родственное (to oikeion) - это тоже одна из
вещей, доставляющих удовольствие, причем окружающих мы скорее способны
созерцать, нежели самих себя, и их поступки - скорее, нежели собственные; и
если, [наконец], поступки добропорядочных людей - и друзей при этом -
доставляют добродетельным удовольствие (ибо в них содержатся оба
естественных удовольствия, [ - от естественного и от добропорядочного - ]
то, стало быть, блаженный будет нуждаться в таких друзьях, если только он
действительно предпочитает созерцание добрых и родственных ему поступков,
поступки же добродетельного человека, являющегося другом, именно таковы.
Предполагается далее, что счастливый человек должен жить с
удовольствием. Однако для одиночки жизнь тягостна, потому что трудно
непрерывно быть самому по себе деятельным, зато с другими и по отношению к
другим это легко. Деятельность, сама по себе доставляющая удовольствие,
будет тогда непрерывнее, как и должно быть у блаженного. В самом деле,
добропорядочный в меру своей добропорядочности наслаждается поступками
сообразными добродетели и отвергает то, что от порочности, подобно тому как
музыкант находит удовольствие в красивых напевах и страдает от дурных. От
жизни сообща с добродетельными, как утверждает и Феогнид, получается даже
что-то вроде упражнения в добродетели.
При внимательном рассмотрении вопроса, скорее с точки зрения природы,
кажется, что добропорядочный друг по природе заслуживает избрания для
добропорядочного. Сказано ведь, что благо по природе для добропорядочного
само по себе является благом и доставляет ему удовольствие.
[Понятие] "жить" (to dzen) для животных определяется по способности
чувствовать, а для людей - по способности чувствовать и понимать (aisthesis
e поеsis). Способность we возводится к деятельности, ибо главное заключено в
деятельности. Таким образом, видимо, "жить" - значит собственно
"чувствовать" или "понимать". "Жить" между тем относится к благам и
удовольствиям самим по себе, потому что жизнь определенна, а определенность
принадлежит природе собственно блага; но что благо по природе, является
благом и для доброго человека, так что, видимо, всем жизнь доставляет
удовольствие. Но ни плохую жизнь, ни растленную, ни жизнь в страданиях не
следует принимать во внимание, потому что такая жизнь лишена определенности,
так же как и ее содержание (ta hyparkhonta aytei).
|
|