|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 163 |
Но и к
каждому врач и учитель гимнастики и всякий другой мог бы с наибольшим
успехом проявлять внимание, зная общие правила (to katholoy): что, мол,
годится для всех и что для таких-то (науки ведь имеют дело с общим, как
говорят и как оно и есть). Вместе с тем ничто, видимо, не мешает, чтобы один
человек осмыслил (epimelethenai) правильно - даже и не обладая научным
знанием; но тонко различая благодаря опыту, что происходит в каждом
отдельном случае; так, иные слывут самыми лучшими врачами для самих себя,
хотя ничем не способны поддержать [здоровье другого]. Тем не менее во всяком
случае тому, кто хочет стать мастером и быть способным охватывать предмет
умозрением, - тому, надо полагать, следует прибегать к общему правилу и,
насколько возможно, с ним ознакомиться. Ведь сказано, что науки имеют дело с
общим.
Может быть, тому, кто желает делать людей - многих или немногих -
лучшими, уделяя внимание [их воспитанию], надо постараться научиться
создавать законы, коль скоро благодаря законам мы можем стать
добродетельными. Конечно, не всякий способен правильно наставить кого бы то
ни было, кого ему предложено [воспитывать], а если кто и способен, то это
знаток, так же как во врачебной науке и в прочих [делах], в которых
[потребны] своего рода внимание [к другим] и рассудительность.
А потому не нужно ли теперь тщательно рассмотреть, от чего и как можно
обрести качества законодателя? Может быть, как и в других случаях, [учиться
надо] у государственных мужей? Ибо мы сочли, что законодательное искусство -
часть государственного. Но может быть, с государственным искусством дело
обстоит не так, как с прочими науками и умениями (dynameis)? Ибо в других
случаях, как мы видим, одни и те же люди и передают свои способности
(dynameis) [детям], и проявляют их сами в своей деятельности, как, скажем,
врачи и художники; обучать же государственным делам (ta politika) берутся
софисты, но ни один из них не действует [в этой области]; а те здесь
действуют, кто занимается делами государства, однако они, надо полагать,
действуют так благодаря известной способности и, скорее, руководствуясь
опытом, а не мыслью. Они-то, оказывается, не пишут и не произносят речей о
таких [предметах, как политика], хотя, может статься, это было бы
прекраснее, чем в суде и в народном собрании, и, наконец, они не сделали
государственными людьми своих сыновей или кого-нибудь из друзей. А это было
бы вполне разумно, умей они [воспитывать], ибо они не могли бы оставить
своим государствам лучшего наследства, да и сознательно избрать для самих
себя и для самых близких друзей что-либо важнее такой способности. Впрочем,
и опыт, наверное, не мало прибавляет к способности, иначе не становились бы
государственными людьми благодаря близкому знакомству с государственной
жизнью. Вот почему тем, кто тянется к знанию государственных дел, нужен,
надо полагать, еще и опыт.
|
|