|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 81 |
Ведь в
этих рассуждениях было проведено различие между частью души, наделенной
суждением и лишенной суждения; имея в виду [обе] эти части, и думают, что
существует неправосудность в отношении к себе самому, ибо между этими
частями может быть [так, что] они испытывают нечто вопреки собственным
стремлениям (orexeis), и потому у этих [частей души] своего рода право в
отношениях друг к другу подобно [правовым отношениям] начальника и
подчиненного.
Итак будем считать, что правосудность и другие [нравственные
добродетели] мы, таким образом, разобрали.
КНИГА ШЕСТАЯ (Z)
1(I). Поскольку ранее мы сказали, что следует избирать середину, а не
избыток и недостаток, а середина такова, как определяет верное суждение, то
давайте в этом разберемся.
Итак, для всех вышеупомянутых складов [души], как и для прочего,
существует определенная "цель", с оглядкой на которую обладающий суждением
натягивает и ослабляет [струны]; и для обладания серединой в чем бы то ни
было существует известная граница (horos), которая, как мы утверждаем,
помещается между избытком и недостатком, будучи согласована с верным
суждением.
Такое высказывание истинно, но отнюдь не прозрачно, ибо и для других
занятий, для которых существует наука, истинно высказывание, что утруждаться
и прохлаждаться нужно не слишком много и не слишком мало, а [соблюдая]
середину, т. е. так, как [велит] верное суждение; но, обладая только этим
[знанием], человек не знал бы ничего больше, например [он не знал бы], какие
[лекарства] нужны для тела, если бы сказал: "те, которые предписывает
врачебное искусство, и тот, кто им обладает". Вот почему нужно, чтобы
применительно к складам души тоже не только было высказано нечто истинное,
но и было бы точно определено: что есть верное суждение и какова
[определяющая] его граница.
2. Разделив добродетели души, мы утверждали, что одни относятся к
нраву, а другие к мысли. Мы уже разобрали нравственные добродетели, об
остальных будем говорить - прежде сказав о душе - следующим способом.
Ранее уже было сказано, что существуют две части души: наделенная
суждением и лишенная его; теперь нужно таким же образом предпринять
разделение в той, что обладает суждением. Предположим, что частей,
наделенных суждением, тоже две: одна - та, с помощью которой мы созерцаем
такие сущности, чьи начала не могут быть инакими, [т. е. меняться]; другая -
та, с помощью которой [понимаем] те, [чьи начала] могут [быть и такими, и
инакими]. Дело в том, что для вещей разного рода существуют разного рода
части души, предназначенные для каждой отдельной вещи по самой своей
природе, коль скоро познание возможно здесь в соответствии с каким-то
подобием и сродством [этих частей души и предметов познания]. Пусть тогда
одна часть называется научной, а другая рассчитывающей (to logistikon), ибо
принимать решения (boyleyesthai) и рассчитывать (logidzesthai) - это одно и
то же, причем никто не принимает решений о том, что не может быть иначе.
|
|