|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 75 |
При взаимоотношениях в государстве вред может быть трояким. Поступки,
[приносящие вред], обусловлены неведением, когда действуют против того,
посредством того и того ради, [против кого, посредством чего и чего ради] не
предполагали действовать; так, человек либо не [хотел] бросать, либо не в
то, либо не тем, либо не затем, а вышло вопреки ожиданию, например думал не
ранить, а уколоть, или не это [существо], или не этим [орудием].
Итак, если вред причинен вопреки расчету, то случилась неудача, а если
не вопреки расчету, но без участия порочности, то совершен проступок (ибо
проступок совершают, когда сам человек - источник вины, а неудача случается,
когда источник вовне). Когда действуют сознательно, однако не приняв решения
заранее, то [перед нами] неправосудное дело; случается это между людьми
из-за порыва ярости и из-за других страстей, вынужденные они или
естественные. Причиняя этот вред и совершая такие проступки, люди поступают
неправосудно, и имеют место неправосудные дела, но из-за этого люди все-таки
в каком-то смысле не "неправосудные" [по складу] и не "подлые". Дело в том,
что причиненный вред не обусловлен их испорченностью.
Когда же [человек причиняет вред] по сознательному выбору, он
неправосудный [по своему складу] и испорченный. Суд поэтому правильно
расценивает совершенное в порыве ярости как совершенное без умысла, ибо
источником здесь является не тот, кто действует движимый порывом, а тот, кто
разгневал.
Добавим к этому, что спорно здесь не "было или не было", а право [так
действовать], ибо гнев бывает [обращен] на то, что кажется неправосудностью.
Итак, спорно не то, что произошло (как в случае с обменом, при котором одна
сторона с необходимостью порочна (mokhteros), если только ее действия не
объясняются забывчивостью); напротив, о [самом] предмете [стороны] согласны,
а спорят о том, на чьей стороне право (кто злоумышляет, отнюдь не пребывает
в неведении на этот счет), так что второй думает, что терпит неправосудие, а
другой [так] не [думает].
Значит, если человек по сознательному выбору, [т. е. преднамеренно],
причинил вред, он поступает неправосудно и уже из-за таких [преднамеренных]
неправосудных дел, когда нарушается пропорциональность или справедливое
равенство, является неправосудным [по складу]. Соответственно и правосудным
человек является тогда, когда правосудные дела он совершает по сознательному
выбору, а о правосудном деле можно говорить, если поступают только по своей
воле.
Из непроизвольных поступков одни вызывают сочувствие, другие нет.
Проступки, совершенные не только в неведении, но и по неведению, вызывают
сочувствие, а совершенные не по неведению, но в неведении из-за страсти,
причем противоестественной и нечеловеческой, сочувствия не вызывают.
11 (IX). Может возникнуть вопрос: достаточно ли уже разграничены
[понятия] "терпеть неправосудие" и "поступать неправосудно"? Прежде всего,
возможно ли то, что [так] странно выразил Еврипид:
- Я мать убил свою, мой короток рассказ.
|
|