Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 75


При взаимоотношениях в государстве вред может быть трояким. Поступки,
[приносящие вред], обусловлены неведением, когда действуют против того,
посредством того и того ради, [против кого, посредством чего и чего ради] не
предполагали действовать; так, человек либо не [хотел] бросать, либо не в
то, либо не тем, либо не затем, а вышло вопреки ожиданию, например думал не
ранить, а уколоть, или не это [существо], или не этим [орудием].
Итак, если вред причинен вопреки расчету, то случилась неудача, а если
не вопреки расчету, но без участия порочности, то совершен проступок (ибо
проступок совершают, когда сам человек - источник вины, а неудача случается,
когда источник вовне). Когда действуют сознательно, однако не приняв решения
заранее, то [перед нами] неправосудное дело; случается это между людьми
из-за порыва ярости и из-за других страстей, вынужденные они или
естественные. Причиняя этот вред и совершая такие проступки, люди поступают
неправосудно, и имеют место неправосудные дела, но из-за этого люди все-таки
в каком-то смысле не "неправосудные" [по складу] и не "подлые". Дело в том,
что причиненный вред не обусловлен их испорченностью.
Когда же [человек причиняет вред] по сознательному выбору, он
неправосудный [по своему складу] и испорченный. Суд поэтому правильно
расценивает совершенное в порыве ярости как совершенное без умысла, ибо
источником здесь является не тот, кто действует движимый порывом, а тот, кто
разгневал.
Добавим к этому, что спорно здесь не "было или не было", а право [так
действовать], ибо гнев бывает [обращен] на то, что кажется неправосудностью.
Итак, спорно не то, что произошло (как в случае с обменом, при котором одна
сторона с необходимостью порочна (mokhteros), если только ее действия не
объясняются забывчивостью); напротив, о [самом] предмете [стороны] согласны,
а спорят о том, на чьей стороне право (кто злоумышляет, отнюдь не пребывает
в неведении на этот счет), так что второй думает, что терпит неправосудие, а
другой [так] не [думает].
Значит, если человек по сознательному выбору, [т. е. преднамеренно],
причинил вред, он поступает неправосудно и уже из-за таких [преднамеренных]
неправосудных дел, когда нарушается пропорциональность или справедливое
равенство, является неправосудным [по складу]. Соответственно и правосудным
человек является тогда, когда правосудные дела он совершает по сознательному
выбору, а о правосудном деле можно говорить, если поступают только по своей
воле.
Из непроизвольных поступков одни вызывают сочувствие, другие нет.
Проступки, совершенные не только в неведении, но и по неведению, вызывают
сочувствие, а совершенные не по неведению, но в неведении из-за страсти,
причем противоестественной и нечеловеческой, сочувствия не вызывают.

11 (IX). Может возникнуть вопрос: достаточно ли уже разграничены
[понятия] "терпеть неправосудие" и "поступать неправосудно"? Прежде всего,
возможно ли то, что [так] странно выразил Еврипид:

- Я мать убил свою, мой короток рассказ.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz