Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 76


- То воля вас двоих? или ее одной?

В самом деле, возможно ли "терпеть неправосудие" (adikeisthai) воистину
по своей воле, или [это] невозможно, но такое всегда непроизвольно; так же
как всякий неправосудный поступок - это [поступок] произвольный? И [терпят
неправосудие] всегда ли по своей воле или всегда против воли, или же в одних
случаях имеет место одно, а в других другое?
То же самое относится и к [понятию] "терпеть правосудие"
(dikaioysthai), так как совершение правосудного дела (dikaiopragein) всегда
произвольно, а потому вполне разумно полагать в обоих случаях сходное
противопоставление, т. е. терпеть неправосудие и правосудие - это либо
[действия] произвольные, либо непроизвольные. Однако даже применительно к
"терпеть правосудие" было бы, пожалуй, нелепо [считать, что это] всякий раз
произвольно: действительно, некоторые "терпят правосудие" не по своей воле.
Можно задать затем и следующий вопрос: всякий ли, кто испытал
неправосудное (to adikon peponthos), [необходимо] терпит от кого-то
неправосудие, или же как с действием, так и с претерпеванием? В самом деле,
и в том и в другом смысле, [и в действительном, и в страдательном], можно
быть причастным правосудным [поступкам] случайно. Ясно, что точно так
обстоит дело и с неправосудными [поступками] (ta adika), ибо не одно и то же
делать неправосудное (tadika prattein) и поступать неправосудно (adikein),
так же как [не одно и то же] испытывать неправосудное (adika paskhein) и
терпеть неправосудие (adikeisthai); это же справедливо и для [понятий]
"совершать правосудные дела" (dikaiopragein) и "терпеть правосудие"
(dikaioysthai), потому что невозможно терпеть неправосудие, если нет того,
кто поступает неправосудно, или терпеть правосудие, если нет того, кто
делает правосудное дело.
Если же "поступать неправосудно" - значит вообще вредить кому-либо по
своей воле, а "по своей воле" - значит, зная, кому, чем и как [причиняется
вред], причем невоздержный вредит сам себе по своей воле, то получится, что
он по своей воле терпит неправосудие и что возможно, чтобы человек сам с
собой поступал неправосудно (aytos hayton adikein). Этот вопрос - возможно
ли самому с собой поступать неправосудно - один из вопросов, вызывающих
затруднения. Добавим также, что от невоздержности человек может по своей
воле терпеть вред от другого, [действующего] по своей воле, так что
оказывается возможным терпеть неправосудие по своей воле.
Но может быть, определение неверно и к тому, что вред причиняют, зная,
кому, чем и каким способом, нужно прибавить- "вопреки желанию"?
Действительно, человек по своей воле терпит вред (blaptetai) и испытывает
[что-то] неправосудное (tadika paskhei), но никто не терпит неправосудие
(adikeitai) по своей воле, ибо никто [этого] не хочет, в том числе
невоздержный, напротив, его поступки противоречат [его] желанию, потому что
никто не желает того, о чем он не думает, что это добропорядочно, а
невоздержный совершает такие поступки, какие, он думает, совершать не
следует.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz