|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 76 |
- То воля вас двоих? или ее одной?
В самом деле, возможно ли "терпеть неправосудие" (adikeisthai) воистину
по своей воле, или [это] невозможно, но такое всегда непроизвольно; так же
как всякий неправосудный поступок - это [поступок] произвольный? И [терпят
неправосудие] всегда ли по своей воле или всегда против воли, или же в одних
случаях имеет место одно, а в других другое?
То же самое относится и к [понятию] "терпеть правосудие"
(dikaioysthai), так как совершение правосудного дела (dikaiopragein) всегда
произвольно, а потому вполне разумно полагать в обоих случаях сходное
противопоставление, т. е. терпеть неправосудие и правосудие - это либо
[действия] произвольные, либо непроизвольные. Однако даже применительно к
"терпеть правосудие" было бы, пожалуй, нелепо [считать, что это] всякий раз
произвольно: действительно, некоторые "терпят правосудие" не по своей воле.
Можно задать затем и следующий вопрос: всякий ли, кто испытал
неправосудное (to adikon peponthos), [необходимо] терпит от кого-то
неправосудие, или же как с действием, так и с претерпеванием? В самом деле,
и в том и в другом смысле, [и в действительном, и в страдательном], можно
быть причастным правосудным [поступкам] случайно. Ясно, что точно так
обстоит дело и с неправосудными [поступками] (ta adika), ибо не одно и то же
делать неправосудное (tadika prattein) и поступать неправосудно (adikein),
так же как [не одно и то же] испытывать неправосудное (adika paskhein) и
терпеть неправосудие (adikeisthai); это же справедливо и для [понятий]
"совершать правосудные дела" (dikaiopragein) и "терпеть правосудие"
(dikaioysthai), потому что невозможно терпеть неправосудие, если нет того,
кто поступает неправосудно, или терпеть правосудие, если нет того, кто
делает правосудное дело.
Если же "поступать неправосудно" - значит вообще вредить кому-либо по
своей воле, а "по своей воле" - значит, зная, кому, чем и как [причиняется
вред], причем невоздержный вредит сам себе по своей воле, то получится, что
он по своей воле терпит неправосудие и что возможно, чтобы человек сам с
собой поступал неправосудно (aytos hayton adikein). Этот вопрос - возможно
ли самому с собой поступать неправосудно - один из вопросов, вызывающих
затруднения. Добавим также, что от невоздержности человек может по своей
воле терпеть вред от другого, [действующего] по своей воле, так что
оказывается возможным терпеть неправосудие по своей воле.
Но может быть, определение неверно и к тому, что вред причиняют, зная,
кому, чем и каким способом, нужно прибавить- "вопреки желанию"?
Действительно, человек по своей воле терпит вред (blaptetai) и испытывает
[что-то] неправосудное (tadika paskhei), но никто не терпит неправосудие
(adikeitai) по своей воле, ибо никто [этого] не хочет, в том числе
невоздержный, напротив, его поступки противоречат [его] желанию, потому что
никто не желает того, о чем он не думает, что это добропорядочно, а
невоздержный совершает такие поступки, какие, он думает, совершать не
следует.
|
|