|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 91 |
13 (XII). Можно задать вопрос: зачем они нужны? Мудрость ведь не учит
(oyden theorei), отчего человек будет счастлив, ибо ничто становящееся не
есть ее предмет, рассудительность же занимается этим. Но какая в ней
надобность, коль скоро предмет рассудительности - правосудное, прекрасное и
добродетельное применительно к человеку, а это и есть поступки, какие
свойственны добродетельному мужу? Причем благодаря [одному только] знанию
того, что [правосудно, добродетельно и прекрасно], мы ничуть не способнее к
осуществлению такого в поступках (поскольку добродетели суть склады [души]),
точно так как не [становятся здоровее и закаленнее], зная, что такое
"здоровое" и "закалка" (если только понимать под [здоровым и закалкой] не
то, что создает [такое состояние], а то, что при таком состоянии-складе
имеет место); действительно, обладая [наукой] врачевания или гимнастики, мы
ничуть не более способны к соответствующим поступкам.
Если же надо говорить, что рассудительный существует не ради этих
(знаний], но ради возникновения [добродетельных устоев], то [людям уже]
добропорядочным [рассудительный] совершенно бесполезен, более того, и тем,
кто не обладает [добродетелью], - тоже, ибо не будет различия, сами ли [они]
обладают [добродетелью] или слушаются тех, кто ею обладает; и пожалуй,
достаточно, если [мы будем поступать] так, как со здоровьем: желая быть
здоровыми, мы все же не изучаем врачевания.
Далее, нелепым кажется, если, будучи ниже мудрости, рассудительность
окажется главнее она ведь начальствует как творческая способность и отдает
приказания для частных случаев.
Об этом-то и следует говорить, а пока мы только поставили вопросы.
Итак, прежде всего надо сказать, что эти добродетели с необходимостью
являются предметом выбора как таковые уже потому, что каждая из них - это
добродетель соответствующей части души, даже если ни та, ни другая
добродетель ничего не производит. Но при всем этом они нечто производят,
однако не так, как [искусство] врачевания - здоровье, а как здоровье -
[здоровую жизнь]; и в таком же смысле мудрость создает счастье, потому что,
будучи частью добродетели в целом, она делает человека счастливым от
обладания добродетелью и от деятельного ее проявления (toi energein).
И далее: назначение [человека] выполняется благодаря рассудительности и
нравственной добродетели, ведь добродетель делает правильной цель, а
рассудительность [делает правильными] средства для ее достижения. Но для
четвертой, т. е. способной к питанию, части души нет такой добродетели,
потому что от этой части не зависит свершение или не свершение поступка. Что
же касается утверждения, что от рассудительности мы ничуть не делаемся
способнее совершать нравственно прекрасные и правосудные поступки, то тут
нужно начать несколько более издалека и вот что принять за начало.
Если, как мы говорим, некоторые, совершая правосудные поступки, еще не
являются правосудными [по устоям] (например, те, кто делают, что приказывают
законы, или против воли, по неведению, или по другой какой [причине], но не
ради самих правосудных поступков, хотя бы они совершали при этом поступки
должные и те, что подобают добропорядочному), то кажется возможным, чтобы,
имея определенный склад, человек поступал в каждом отдельном случае так,
чтобы быть добродетельным, т.
|
|