|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 33 |
Тогда это, наверное, то, о чем заранее принято решение?
Ведь сознательный выбор [сопряжен] с [рас]cуждением и [раз]мышлением. На
это, кажется, указывает и само название: проайретон - "нечто, избранное
перед другими вещами" (pro heteron haireton).
5. (III) Обо всем ли принимается решение (boyleyontai) и все ли предмет
решения (boyleyton) или же для некоторых [вещей] решение (boyle) невозможно?
Предметом решения, вероятно, следует называть не то, о чем может принять
решение какой-нибудь глупец или безумец, но то, о чем его принимает разумный
человек.
Никто не принимает решения о вечном, скажем о космосе или о
несоизмеримости диаметра и стороны квадрата, а также и о том, что,
изменяясь, всегда изменяется одинаково, будь то по необходимости, или по
природе, или по какой-то иной причине (как, например, солнцевороты или
восходы). Не принимают решений ни о том, что всякий раз бывает по-разному
(как засухи и дожди), ни о случайном (как, например, находка клада). Но и о
человеческих делах не обо всех без исключения принимают решения (скажем,
никто из лакедемонян не решает, какое государственное устройство было бы
наилучшим для скифов, ибо здесь ничего от нас не зависит).
А принимаем мы решения о том, что зависит от нас и осуществляется в
поступках. Это-то нам и осталось [рассмотреть]. В самом деле, причинами
принято считать природу, необходимость, случай, а кроме того, ум и все, что
исходит от человека. А среди людей все принимают решение о том, что
осуществляется ими самими в поступках. О точных и самодостаточных [знаниях,
или] науках, например о правописании, не может быть решения, ибо мы не
сомневаемся, как следует писать, но о том, что зависит от нас и не всегда
бывает одинаково, мы принимаем решения, например о том, что связано с
искусством врачевания или наживания денег, и в делах кораблевождения по
сравнению с гимнастикой мы скорее принимаем решения, причем тем скорее, чем
менее подробно [наука кораблевождения разработана]. Подобным же образом
принимаются решения и в остальных случаях и скорее в искусствах, чем в
науках, [т. е. знаниях точных], потому что в первом случае у нас больше
сомнений. Решения бывают о том, что происходит, как правило, определенным
образом, но чей исход не ясен и в чем заключена [некоторая]
неопределенность. Для важных дел, не будучи уверены, что мы сами достаточно
[умны] для принятия решений, мы приглашаем советчиков.
Решение наше касается не целей, а средств к цели, ведь врач принимает
решения не о том, будет ли он лечить, и ритор - не о том, станет ли он
убеждать, и государственный муж - не о том, будет ли он устанавливать
законность, и никто другой из прочих мастеров [не сомневается] в целях, но,
поставив цель, он заботится о том, каким образом и какими средствами ее
достигнуть; и если окажется несколько средств, то прикидывают, какое самое
простое и наилучшее; если же достижению цели служит одно средство, думают,
как ее достичь при помощи этого средства и что будет средством для этого
средства, покуда не дойдут до первой причины, находят которую последней.
|
|