Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 33

Тогда это, наверное, то, о чем заранее принято решение?
Ведь сознательный выбор [сопряжен] с [рас]cуждением и [раз]мышлением. На
это, кажется, указывает и само название: проайретон - "нечто, избранное
перед другими вещами" (pro heteron haireton).

5. (III) Обо всем ли принимается решение (boyleyontai) и все ли предмет
решения (boyleyton) или же для некоторых [вещей] решение (boyle) невозможно?
Предметом решения, вероятно, следует называть не то, о чем может принять
решение какой-нибудь глупец или безумец, но то, о чем его принимает разумный
человек.
Никто не принимает решения о вечном, скажем о космосе или о
несоизмеримости диаметра и стороны квадрата, а также и о том, что,
изменяясь, всегда изменяется одинаково, будь то по необходимости, или по
природе, или по какой-то иной причине (как, например, солнцевороты или
восходы). Не принимают решений ни о том, что всякий раз бывает по-разному
(как засухи и дожди), ни о случайном (как, например, находка клада). Но и о
человеческих делах не обо всех без исключения принимают решения (скажем,
никто из лакедемонян не решает, какое государственное устройство было бы
наилучшим для скифов, ибо здесь ничего от нас не зависит).
А принимаем мы решения о том, что зависит от нас и осуществляется в
поступках. Это-то нам и осталось [рассмотреть]. В самом деле, причинами
принято считать природу, необходимость, случай, а кроме того, ум и все, что
исходит от человека. А среди людей все принимают решение о том, что
осуществляется ими самими в поступках. О точных и самодостаточных [знаниях,
или] науках, например о правописании, не может быть решения, ибо мы не
сомневаемся, как следует писать, но о том, что зависит от нас и не всегда
бывает одинаково, мы принимаем решения, например о том, что связано с
искусством врачевания или наживания денег, и в делах кораблевождения по
сравнению с гимнастикой мы скорее принимаем решения, причем тем скорее, чем
менее подробно [наука кораблевождения разработана]. Подобным же образом
принимаются решения и в остальных случаях и скорее в искусствах, чем в
науках, [т. е. знаниях точных], потому что в первом случае у нас больше
сомнений. Решения бывают о том, что происходит, как правило, определенным
образом, но чей исход не ясен и в чем заключена [некоторая]
неопределенность. Для важных дел, не будучи уверены, что мы сами достаточно
[умны] для принятия решений, мы приглашаем советчиков.
Решение наше касается не целей, а средств к цели, ведь врач принимает
решения не о том, будет ли он лечить, и ритор - не о том, станет ли он
убеждать, и государственный муж - не о том, будет ли он устанавливать
законность, и никто другой из прочих мастеров [не сомневается] в целях, но,
поставив цель, он заботится о том, каким образом и какими средствами ее
достигнуть; и если окажется несколько средств, то прикидывают, какое самое
простое и наилучшее; если же достижению цели служит одно средство, думают,
как ее достичь при помощи этого средства и что будет средством для этого
средства, покуда не дойдут до первой причины, находят которую последней.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz