|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 73 |
Именно поэтому
в отношении самого себя не бывает неправосудноcти. Следовательно, здесь,
[между рабом и господином, детьми и отцом], нет ни нарушения, ни соблюдения
государственного права, ибо мы видим, что [последнее] основано на законе и
бывает у тех, кому по природе присуще иметь закон, а это те, кто поровну
участвуют (hypaikhei isotes) и в начальстве и в подчинении.
Поэтому право[судие] существует, скорее, в отношении к жене, а не к
детям и приобретениям, [т. е. рабам]; это и есть семейное право, но и оно
разнится от государственного.
(VII). Государственное право[судие] частью естественно, частью -
узаконено; оно естественно, если повсюду имеет одинаковую силу и не зависит
от признания и непризнания [его людьми]. Но если изначально не важно, так
[поступать] или иначе, а тогда важно, когда это [уже] установлено, -
например, что [пленника] выкупают за одну мину или что в жертву приносят
одного козда, а не двух баранов, - то [перед нами] узаконенное [право]. Сюда
же относятся законы, установленные для отдельных случаев (например, о жертве
Брасиду), а также все [частные вопросы], по которым, голосуя, принимают
особые решения.
Иные считают узаконенными все [виды права], ибо природное неизменно и
повсюду имеет ту же силу; так, например, и здесь, и в Персии огонь жжется;
однако, как меняется то, что [считается] правосудным, видят [своими
глазами]. В таком виде это [мнение] не[верно], но в известном смысле может
быть [верно]. Для богов, во всяком случае, [изменчивость], видимо,
совершенно исключена, а для нас хотя и возможно нечто [правое] от природы,
все это, однако, изменчиво, и вместе с тем одно существует от природы,
другое - не от природы.
Какое [право] от природы, а какое по закону и уговору, если речь идет о
том, что может быть и так, и иначе, и при условии, что и то и другое
подвержено изменениям, также ясно; и для других вещей подходит такое же
разграничение. В самом деле, от природы сильней правая рука, но все-таки
всем можно стать с двумя правыми руками.
Те из правовых [установлений], что основаны на уговоре и взаимной
выгоде, можно уподобить мерам; действительно, меры для вина и хлеба не везде
равны: у скупщиков они больше, у [розничных] торговцев - меньше. Подобным
образом и правовые [установления], не природные, а человеческие, не бывают
повсюду тождественны, коль скоро и государственные устройства [не повсюду
тождественны], между тем как лишь одно [из них] повсюду является лучшим по
природе.
Каждое [положение] права или закона есть как бы общее по отношению к
частному, ибо поступки многообразны, а [положение] - как общее - всякий раз
одно.
Разнятся же неправосудное дело (to adikema) и [понятие] "неправосудное"
(to adikon), правосудное дело (dikaioma) и [понятие] "правосудное" (to
dikaion). Неправосудное может быть по природе или по установлению, и, когда
это осуществилось в поступке, тогда [перед нами] неправосудное дело, но
прежде чем осуществилось - это еще не [дело], а [понятие] неправосудного.
|
|