Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 73

Именно поэтому
в отношении самого себя не бывает неправосудноcти. Следовательно, здесь,
[между рабом и господином, детьми и отцом], нет ни нарушения, ни соблюдения
государственного права, ибо мы видим, что [последнее] основано на законе и
бывает у тех, кому по природе присуще иметь закон, а это те, кто поровну
участвуют (hypaikhei isotes) и в начальстве и в подчинении.
Поэтому право[судие] существует, скорее, в отношении к жене, а не к
детям и приобретениям, [т. е. рабам]; это и есть семейное право, но и оно
разнится от государственного.
(VII). Государственное право[судие] частью естественно, частью -
узаконено; оно естественно, если повсюду имеет одинаковую силу и не зависит
от признания и непризнания [его людьми]. Но если изначально не важно, так
[поступать] или иначе, а тогда важно, когда это [уже] установлено, -
например, что [пленника] выкупают за одну мину или что в жертву приносят
одного козда, а не двух баранов, - то [перед нами] узаконенное [право]. Сюда
же относятся законы, установленные для отдельных случаев (например, о жертве
Брасиду), а также все [частные вопросы], по которым, голосуя, принимают
особые решения.
Иные считают узаконенными все [виды права], ибо природное неизменно и
повсюду имеет ту же силу; так, например, и здесь, и в Персии огонь жжется;
однако, как меняется то, что [считается] правосудным, видят [своими
глазами]. В таком виде это [мнение] не[верно], но в известном смысле может
быть [верно]. Для богов, во всяком случае, [изменчивость], видимо,
совершенно исключена, а для нас хотя и возможно нечто [правое] от природы,
все это, однако, изменчиво, и вместе с тем одно существует от природы,
другое - не от природы.
Какое [право] от природы, а какое по закону и уговору, если речь идет о
том, что может быть и так, и иначе, и при условии, что и то и другое
подвержено изменениям, также ясно; и для других вещей подходит такое же
разграничение. В самом деле, от природы сильней правая рука, но все-таки
всем можно стать с двумя правыми руками.
Те из правовых [установлений], что основаны на уговоре и взаимной
выгоде, можно уподобить мерам; действительно, меры для вина и хлеба не везде
равны: у скупщиков они больше, у [розничных] торговцев - меньше. Подобным
образом и правовые [установления], не природные, а человеческие, не бывают
повсюду тождественны, коль скоро и государственные устройства [не повсюду
тождественны], между тем как лишь одно [из них] повсюду является лучшим по
природе.
Каждое [положение] права или закона есть как бы общее по отношению к
частному, ибо поступки многообразны, а [положение] - как общее - всякий раз
одно.
Разнятся же неправосудное дело (to adikema) и [понятие] "неправосудное"
(to adikon), правосудное дело (dikaioma) и [понятие] "правосудное" (to
dikaion). Неправосудное может быть по природе или по установлению, и, когда
это осуществилось в поступке, тогда [перед нами] неправосудное дело, но
прежде чем осуществилось - это еще не [дело], а [понятие] неправосудного.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz