|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 67 |
Это дополнительно
проясняется [понятием] "по достоинству". Дело в том, что распределительное
право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда,
["достоинством"] не все называют одно и то же, но сторонники демократии -
свободу, сторонники олигархии - богатство, иные - благородное происхождение,
а сторонники аристократии - добродетель.
Следовательно, право есть нечто соотносительное [т. е.
пропорциональное]. А входить в пропорцию - это свойство не только числа
самого по себе, но вообще счисляемого. Пропорция есть приравнивание (isotes)
отношений и состоит не менее чем из четырех членов. Ясно, таким образом, что
из четырех членов состоит прерывная пропорция. Но и непрерывная тоже. Ведь в
ней одним членом пользуются как двумя и повторяют его дважды, например A
относится к B, как B относится к Y. Значит, B повторено дважды, а
следовательно, если B дважды и поставить, членов пропорции будет четыре.
Так и право предполагает не менее четырех [членов] и отношение здесь то
же самое, ведь они разделены соответственно на лица и вещи. А значит, как
член A будет относиться к B, так Y - к S, и соответственно [в другом
порядке]: как A к Y, так B к S, следовательно, [точно так относится] и целое
к целому, [A+Y: B+S] и распределение объединяет в пары именно эти [слагаемые
целого]; а если именно так составили [одно и другое целое), то пары
объединены правосудно.
7. Итак, объединение в пары A с Y и B с S - это правосудие в
распределении, и правосудие это представляет собою середину, {а
неправосудие} - нарушение пропорциональности, ибо пропорциональность - это
середина и право состоит в пропорциональности.
(Эту пропорцию математики называют геометрической, так как в
геометрической пропорции суммы членов относятся именно так, как каждый член
пропорции к соответствующему члену.) Но эта пропорция не непрерывная, потому
что в ней не может быть члена, который, будучи одним, обозначал бы и того,
кому [нечто уделяется], и то, что [уделяется].
Итак, правосудие это - пропорциональность, а неправосудие -
непропорциональность. Значит, [в последнем случае] одно отношение больше, а
другое меньше; именно так и происходит на деле. Действительно, поступая
неправосудно, имеют блага больше, [чем следует], а терпя неправосудие -
меньше. А со злом наоборот: при сравнении с большим меньшее зло подпадает
определению блага, ибо меньшее зло предпочтительнее большего, а что
предпочтительно, то и благо, и, чем больше [нечто предпочитают], тем большее
[это благо]. Таков, следовательно, один вид правосудия.
(IV). Осталось рассмотреть еще одно право - направительное, которое
имеет место при произвольном и непроизвольном обмене. Этот вид права иной в
сравнении с предыдущим. Дело в том, что правосудие в распределении
общественного всегда согласуется с названной, [т. е. геометрической],
пропорцией (ибо и тогда, когда распределяют общее имущество, распределение
будет соответствовать тому же самому отношению, в каком находятся друг к
другу взносы [участников]), а неправосудие, противоположное этому
правосудию, состоит в непропорциональности.
|
|