Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 67

Это дополнительно
проясняется [понятием] "по достоинству". Дело в том, что распределительное
право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда,
["достоинством"] не все называют одно и то же, но сторонники демократии -
свободу, сторонники олигархии - богатство, иные - благородное происхождение,
а сторонники аристократии - добродетель.
Следовательно, право есть нечто соотносительное [т. е.
пропорциональное]. А входить в пропорцию - это свойство не только числа
самого по себе, но вообще счисляемого. Пропорция есть приравнивание (isotes)
отношений и состоит не менее чем из четырех членов. Ясно, таким образом, что
из четырех членов состоит прерывная пропорция. Но и непрерывная тоже. Ведь в
ней одним членом пользуются как двумя и повторяют его дважды, например A
относится к B, как B относится к Y. Значит, B повторено дважды, а
следовательно, если B дважды и поставить, членов пропорции будет четыре.
Так и право предполагает не менее четырех [членов] и отношение здесь то
же самое, ведь они разделены соответственно на лица и вещи. А значит, как
член A будет относиться к B, так Y - к S, и соответственно [в другом
порядке]: как A к Y, так B к S, следовательно, [точно так относится] и целое
к целому, [A+Y: B+S] и распределение объединяет в пары именно эти [слагаемые
целого]; а если именно так составили [одно и другое целое), то пары
объединены правосудно.

7. Итак, объединение в пары A с Y и B с S - это правосудие в
распределении, и правосудие это представляет собою середину, {а
неправосудие} - нарушение пропорциональности, ибо пропорциональность - это
середина и право состоит в пропорциональности.
(Эту пропорцию математики называют геометрической, так как в
геометрической пропорции суммы членов относятся именно так, как каждый член
пропорции к соответствующему члену.) Но эта пропорция не непрерывная, потому
что в ней не может быть члена, который, будучи одним, обозначал бы и того,
кому [нечто уделяется], и то, что [уделяется].
Итак, правосудие это - пропорциональность, а неправосудие -
непропорциональность. Значит, [в последнем случае] одно отношение больше, а
другое меньше; именно так и происходит на деле. Действительно, поступая
неправосудно, имеют блага больше, [чем следует], а терпя неправосудие -
меньше. А со злом наоборот: при сравнении с большим меньшее зло подпадает
определению блага, ибо меньшее зло предпочтительнее большего, а что
предпочтительно, то и благо, и, чем больше [нечто предпочитают], тем большее
[это благо]. Таков, следовательно, один вид правосудия.
(IV). Осталось рассмотреть еще одно право - направительное, которое
имеет место при произвольном и непроизвольном обмене. Этот вид права иной в
сравнении с предыдущим. Дело в том, что правосудие в распределении
общественного всегда согласуется с названной, [т. е. геометрической],
пропорцией (ибо и тогда, когда распределяют общее имущество, распределение
будет соответствовать тому же самому отношению, в каком находятся друг к
другу взносы [участников]), а неправосудие, противоположное этому
правосудию, состоит в непропорциональности.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz