Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 5


И вот если "благо" имеет столько же значений, сколько "бытие" (to on)
(так, в категории сути благо определяется, например, как бог и ум, в
категории качества, например, - как добродетель, в категории количества -
как мера (to metrion), в категории отношения - как полезное, в категории
времени - как своевременность (kairos), в категории пространства - как
удобное положение и так далее), то ясно, что "благо" не может быть чем-то
всеобъемлюще общим и единым. Ведь тогда оно определялось бы не во всех
категориях, а только в одной.
Далее, поскольку для [всего], что объединяется одной идеей, существует
одна наука, то и для всех благ существовала бы тогда какая-то одна наука. В
действительности же наук много, даже [для благ, подпадающих] под одну
категорию. Так, например, благо с точки зрения своевременности, если речь
идет о войне, определяется военачалием, а если речь идет о болезни -
врачеванием; или благо с точки зрения меры для питания [определяется]
врачеванием, а для телесных нагрузок - гимнастикой.
Может возникнуть вопрос: что же все-таки хотят сказать, [добавляя]
"само-по-себе" (aytoekaston) к отдельному [понятию], коль скоро "человек сам
по себе" (ayto-anthropos) и "человек" - одно и то же понятие, а именно
[понятие] "человек". В самом деле, в той мере, в какой речь идет о человеке,
["человек" и "сам по себе человек"] не различаются между собой, а если так,
то [благо само по себе и частное благо] тоже не отличаются именно как блага.
К тому же [благо само по себе] не будет благом в большей степени, [чем
частное благо], даже оттого, что оно вечное, раз уж долговечный белый
предмет не белее недолговечного.
(Вероятно, убедительней рассуждение пифагорейцев, которые помещают
единое (to hen) в один ряд с благами (им, очевидно, следовал также
Спевсипп). Но это должно быть предметом особого рассуждения.)
Известное сомнение в сказанном возникает потому, что суждения
[платоников] имели в виду не всякое благо: как соответствующие одной идее
определяются блага привлекательные и желанные сами по себе; то же, что их
создает или охраняет или препятствует тому, что им враждебно, определяется
как благо из-за этой [отнесенности], т. е. в другом смысле. Ясно, что о
"благе" тут говорят в двух смыслах: одни блага - это блага сами по себе, а
другие - как средства для первых. А потому, отделив блага сами по себе от
вспомогательных, посмотрим, можно ли определять первые как объединенные
одной идеей. Какие же блага можно полагать благами самими по себе? Те ли,
что преследуются, хотя бы к ним ничего не добавлялось, скажем,
рассудительность (to phronein), зрение, определенное удовольствие и почет? В
самом деле, даже если мы преследуем их из-за чего-то другого, все равно их
можно относить к благам самим по себе. Или же ничто иное, кроме идеи [блага
самого по себе], не есть [благо само по себе]? Но тогда эта идея будет
бессмысленна.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz