|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 79 |
Следовательно, право и добро тождественны, и при том, что и то и другое
добропорядочно, добро выше.
Затруднение создает то, что хотя добро есть право, однако право не в
силу закона, а [в качестве] исправления законного правосудия. Причина этого
в том, что всякий закон [составлен] для общего [случая], но о некоторых
вещах невозможно сказать верно в общем [виде]. Поэтому в тех случаях, когда
необходимо сказать в общем виде, но нельзя [сделать это] правильно, закон
охватывает то, что [имеет место] по преимуществу, вполне сознавая
[возможную] погрешность. И тем не менее закон правилен, ибо погрешность
[заложена] не в законе и не в законодателе, а в природе предмета, ибо именно
такова материя поступков (hyle ton prakton).
Так что, когда закон составлен для общего случая, а произошло [нечто]
подсудное ему, но вне общего случая, тогда поступать правильно значит: там,
где у законодателя, составившего закон без оговорок, пропуск или
погрешность, поправить упущение, которое признал бы даже сам законодатель,
окажись он тут, а если бы знал заранее, то внес бы [эту поправку] в
законодательство.
Посему [добро] и есть право и лучше любого, но не безусловного права,
[а точнее], оно лучше [права] с погрешностью, причина которой - его
безусловность. И сама природа доброго - это поправка к закону в том, в чем
из-за его всеобщности имеется упущение.
Здесь причина тому, что не все подчиняется закону, так как относительно
иных вещей нельзя установить закона, а, следовательно, нужно особое решение
голосованием.
Для неопределенного и правило (kanon) неопределенно; подобно тому как в
лесбосском зодчестве лекало (kanon) из свинца, ведь оно изгибается по
очертаниям камня и не остается [неизменным] правилом, так и особое решение
голосованием [меняется] в зависимости от предмета.
Итак, ясно, что есть "добро", и почему оно правосудно, и какого [вида]
правосудия оно лучше. Понятно из этого также, кто такой добрый человек, ибо,
кто способен сознательно избрать [добро] и осуществлять это в поступках, кто
не [требует] точного [соблюдения своего] права в ущерб [другим], но,
несмотря на поддержку закона, склонен [брать] меньше, тот и добр, и этот
[душевный] склад - доброта, представляющая собою вид правосудности и не
являющаяся каким-то отличным от нее [душевным] складом.
15 (XI). Возможно ли поступать с самим собой неправосудно - ясно из
сказанного выше. А именно: одна часть правосудного - это то, что установлено
законом в согласии со всей добродетелью; так, закон не приказывает убивать
самого себя, а что он не приказывает, [то] воспрещает.
Далее, когда человек вопреки закону причиняет вред, к тому же не в
ответ на вред, [ему причиненный], и по своей воле, он поступает
неправосудно, а [самоубийца поступает) по своей воле, потому что он знает,
кому [вредит] и чем. И еще: кто в гневе поражает себя по своей воле,
совершает это вопреки верному суждению, закон же этого не разрешает.
|
|