Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 79

Следовательно, право и добро тождественны, и при том, что и то и другое
добропорядочно, добро выше.
Затруднение создает то, что хотя добро есть право, однако право не в
силу закона, а [в качестве] исправления законного правосудия. Причина этого
в том, что всякий закон [составлен] для общего [случая], но о некоторых
вещах невозможно сказать верно в общем [виде]. Поэтому в тех случаях, когда
необходимо сказать в общем виде, но нельзя [сделать это] правильно, закон
охватывает то, что [имеет место] по преимуществу, вполне сознавая
[возможную] погрешность. И тем не менее закон правилен, ибо погрешность
[заложена] не в законе и не в законодателе, а в природе предмета, ибо именно
такова материя поступков (hyle ton prakton).
Так что, когда закон составлен для общего случая, а произошло [нечто]
подсудное ему, но вне общего случая, тогда поступать правильно значит: там,
где у законодателя, составившего закон без оговорок, пропуск или
погрешность, поправить упущение, которое признал бы даже сам законодатель,
окажись он тут, а если бы знал заранее, то внес бы [эту поправку] в
законодательство.
Посему [добро] и есть право и лучше любого, но не безусловного права,
[а точнее], оно лучше [права] с погрешностью, причина которой - его
безусловность. И сама природа доброго - это поправка к закону в том, в чем
из-за его всеобщности имеется упущение.
Здесь причина тому, что не все подчиняется закону, так как относительно
иных вещей нельзя установить закона, а, следовательно, нужно особое решение
голосованием.
Для неопределенного и правило (kanon) неопределенно; подобно тому как в
лесбосском зодчестве лекало (kanon) из свинца, ведь оно изгибается по
очертаниям камня и не остается [неизменным] правилом, так и особое решение
голосованием [меняется] в зависимости от предмета.
Итак, ясно, что есть "добро", и почему оно правосудно, и какого [вида]
правосудия оно лучше. Понятно из этого также, кто такой добрый человек, ибо,
кто способен сознательно избрать [добро] и осуществлять это в поступках, кто
не [требует] точного [соблюдения своего] права в ущерб [другим], но,
несмотря на поддержку закона, склонен [брать] меньше, тот и добр, и этот
[душевный] склад - доброта, представляющая собою вид правосудности и не
являющаяся каким-то отличным от нее [душевным] складом.

15 (XI). Возможно ли поступать с самим собой неправосудно - ясно из
сказанного выше. А именно: одна часть правосудного - это то, что установлено
законом в согласии со всей добродетелью; так, закон не приказывает убивать
самого себя, а что он не приказывает, [то] воспрещает.
Далее, когда человек вопреки закону причиняет вред, к тому же не в
ответ на вред, [ему причиненный], и по своей воле, он поступает
неправосудно, а [самоубийца поступает) по своей воле, потому что он знает,
кому [вредит] и чем. И еще: кто в гневе поражает себя по своей воле,
совершает это вопреки верному суждению, закон же этого не разрешает.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz