Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 159


Тому же, кто созерцает, ни в чем подобном нет нужды, во всяком случае для
данной деятельности; напротив, это даже, так сказать, препятствия, для
созерцания, по крайней мере, это так; но в той мере, в какой созерцающий
является человеком и живет сообща с кем-то, он предпочитает совершать
поступки, сообразные также и [нравственной] добродетели, а значит, у него
будет потребность в подобных, [названных выше вещах], чтобы существовать как
человек.
Что совершенное счастье - это некая созерцательная деятельность,
станет, наверное, очевидно также из нижеследующего. В самом деле, блаженными
и счастливыми мы представляем себе в первую очередь богов. Какие же поступки
нужно им приписать? Может быть, правосудные? Но разве боги не покажутся
смешными при заключении сделок, возвращении вкладов и при всех подобных
делах? Тогда, может быть, представить их мужественными, стойкими в
опасностях и идущими на риск, потому что это прекрасно? А может быть,
щедрыми? Однако кому станут они давать? Да и нелепо, если у них будет монета
или что-то в этом роде. А благоразумные поступки, в чем бы они могли
состоять? Разве не унизительна для богов похвала за то, что у них нет дурных
влечений? Если перебрать все, то обнаружится, что все ничтожно и недостойно
богов. И тем не менее все представляют себе богов живыми, а значит, и
деятельными. Не спят же они, в самом деле, словно Эндимион?
Но если у живого отнять поступки и, более того, если отнять творчество,
что тогда остается, кроме созерцания? Следовательно, деятельность бога,
отличающаяся исключительным блаженством, будет созерцательной, и таким
образом, из человеческих деятельностей та, что более всего родственна этой,
приносит самое большое счастье.
Доказательство сему и в том, что остальные [живые существа], будучи
полностью лишены такой деятельности, не имеют доли в счастье.
Итак, для богов вся вообще жизнь блаженна, а для людей - лишь
настолько, насколько присутствует в ней некое подобие такой деятельности. Из
других же живых существ ни одно не бывает счастливо, поскольку они никак не
причастны созерцанию.
Таким образом, насколько распространяется созерцание, настолько и
счастье, и в ком в большей степени присутствует [способность] созерцать, в
том - и [способность] быть счастливым, причем не от привходящих
обстоятельств, но от [самого] созерцания, ибо оно ценно само по себе. Так
что счастье будет видом созерцания.

9. Будет, однако, нужда и во внешних благоприятных обстоятельствах,
коль скоро речь идет о человеке. Ведь природа человека не самодостаточна,
чтобы [можно было] заниматься [только] созерцанием, но нужно еще, чтобы тело
было здорово, чтобы была пища и прочий уход. Тем не менее не следует
все-таки думать, что, кто будет счастлив, будет нуждаться во многом и
большом, хотя и невозможно быть блаженным без внешних благ. Действительно,
[наша] самодостаточность и то, как мы поступаем, не зависит от избытка, и,
не будучи владыкой (arkhon) земли и моря, можно совершать прекрасные
поступки.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz