|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 202 |
Конечно, в
государственном смысле можно со многими быть другом и не будучи угодливым, а
будучи поистине добрым. Но дружба во имя добродетели и во имя самих друзей
со многими невозможна: желанно найти и немногих таких друзей.
11 (XI).
При удачах или при несчастьях больше нужда в друзьях? Ведь ищут друзей
и в том и в другом случае, потому что неудачники нуждаются в поддержке, а
удачливые -- в близких (synibioi), которым будут делать добро, ибо они
желают творить добро. Таким образом, необходимость в друзьях больше "при
неудачах, потому что в этом случае нуждаются в полезных [друзьях], по
прекраснее дружба при удачах, недаром тогда в друзья ищут добрых, понимая,
что оказывать благодеяния таким и проводить с ними время скорее достойно
избрания.
Даже само присутствие друзей доставляет удовольствие и при удачах, и в
несчастьях, так как страдание облегчается, когда другие разделяют наше горе.
Вот поэтому можно, пожалуй, задать вопрос: снимают ли [друзья с нас горе],
словно тяжесть[56], или же происходит не это, но их присутствие доставляет
удовольствие и сознание того, что они разделяют наше горе, уменьшает
страдание? Вопрос о том, по этой причине или, по какой-то другой приходит
облегчение, отложим; очевидно, во всяком случае, что происходит именно то,
что сказано.
Похоже, однако, что присутствие [друзей, когда у нас горе], -- это
какая-то смесь [удовольствия и страдания] . Уже видеть друзей --
удовольствие, особенно для неудачника, и это становится своего рода
поддержкой в страданиях (ведь друг, если умеет быть любезным, и видом своим,
и речью приносит утешение, потому что он знает нрав [друга]: что ему
доставляет удовольствие и что -- страдание). С другой стороны, чувство, что
друг страдает из-за наших собственных неудач, заставляет страдать, потому
что всякий избегает быть для друзей виновником страданий. Именно поэтому
истинные мужи по своей природе остерегаются сострадания к ним самим, и если
только они не сверх всякой меры нечувствительны к страданию, то страданий,
которые они вызывают у друзей, не переносят и вообще не допускают к себе
плакальщиков, потому что и сами отнюдь не плакальщики; а женщины и подобные
им мужчины радуются тем, кто рыдает вместе с ними, и питают к ним дружбу как
к друзьям и делящим с ними горе. Ясно, что во всех случаях подражать следует
лучшему.
А присутствие друзей в дни удач означает с удовольствием проведенное
время.и сознание, что друзья получают удовольствие от наших собственных
благ. Наверное, поэтому и считается, что в случае удачи следует радушно
звать к себе друзей (потому что прекрасно быть благодетельным), а в случае
неудачи -- мешкать с этим. Действительно, надо возможно меньше своих
несчастий передавать [другому], откуда и поговорка: "Довольно, что я
несчастен"[57]. Призывать к себе друзей надо прежде всего тогда, когда им
предстоит, немного обременив себя, оказать нам великую помощь.
|
|