|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 119 |
Но проводить время друг с другом
невозможно, если не доставлять друг другу удовольствия и не получать
наслаждение от одинаковых вещей; именно эти [условия] и присутствуют, как
кажется, в товарищеской дружбе.
7. Стало быть, как уже было сказано многократно, дружба - это прежде
всего дружба добродетельных, потому что предметом дружеской приязни и
предпочтения (phileton kai haireton) считается безотносительное благо или
удовольствие и соответственно для каждого [благо и удовольствие] для него
самого, между тем для добродетельного добродетельный [человек - предмет и
дружбы, и предпочтения] как на одном, так и на другом основании: [как
безотносительно, так и для него].
Дружеское чувство походит на страсть, а дружественность - на
определенный склад, ибо дружеское чувство с таким же успехом может быть
обращено на неодушевленные предметы, но взаимно дружбу питают при
сознательном выборе, а сознательный выбор обусловлен [душевным] складом.
Кроме того, добродетельные желают собственно блага тем, к кому питают
дружбу, ради самих этих людей, причем не по страсти, но по складу [души]. И,
питая дружбу к другу, питают ее к благу для самих себя, ибо, если
добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг.
Поэтому и тот и другой питают дружбу к благу для самого себя и воздают друг
другу равное в пожеланиях .и в удовольствиях, ибо, как говорится, "дружность
(philotes) - это уравненность" (isotes); а это дано в первую очередь дружбе
добродетельных.
(VI). Между людьми скучными и старыми тем менее бывает дружественность,
чем более они вздорны и чем менее они наслаждаются взаимным общением, а ведь
именно [наслаждение общением], кажется, главный признак дружбы (malista
philika) и создает ее в первую очередь. Недаром юноши быстро становятся
друзьями, а старики - нет: не становятся друзьями тем, от кого не получают
наслаждения. То же самое справедливо и для скучных. Однако такие люди могут
испытывать друг к другу расположение, ибо желают друг другу собственно блага
и в нужде идут друг другу навстречу, но едва ли они друзья, потому что не
проводят дни совместно и не получают друг от друга наслаждения. А именно это
считается главными признаками дружбы.
Быть другом для многих при совершенной дружбе невозможно, так же как
быть влюбленным во многих одновременно, ([влюбленность] похожа на чрезмерную
[дружбу] и является чем-то таким, что по [своей] природе обращено на
одного). Многим одновременно трудно быть подходящими для одного и того же
человека, и, вероятно, [трудно, чтобы многие] были добродетельными. Нужно
ведь приобрести опыт и сблизиться, что трудно в высшей степени, [если друзей
много]. А нравиться многим, принося им пользу или удовольствие, можно, ибо
таких - [ищущих выгод и удовольствий] - много, а оказывание услуг не
[требует] долгого срока.
Из этих [видов] дружбы больше походит на [собственно] дружбу та, что
ради удовольствия, когда обо [стороны] получают одно и то же и получают
наслаждение друг от друга или от одинаковых вещей; таковы дружбы юношей:
здесь широта (to eleytherion) присутствует в большей степени.
|
|