Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 157


Далее, одну эту деятельность, пожалуй, любят во имя нее самой, ибо от
нее ничего не бывает, кроме осуществления созерцания (para to theoresai), в
то время как от деятельностей, состоящих в поступках, мы в той или иной
степени оставляем за собой что-то помимо самого поступка.
Далее, считается, что счастье заключено в досуге, ведь мы лишаемся
досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире. Поэтому для
добродетелей, обращенных на поступки, область деятельности - государственные
или военные дела, а поступки, связанные с этими делами, как считается,
лишают досуга, причем связанные с войной - особенно (никто ведь не
собирается (haireitai) ни воевать ради того, чтобы воевать, ни готовить
войну ради нее самой, ибо невероятно кровожадным покажется тот, кто станет
даже друзей делать врагами, лишь бы сражаться и убивать). И деятельность
государственного мужа тоже лишает досуга, потому что помимо самих
государственных дел он берет на себя господство (dynasteia) и почет, может
быть, даже счастье для самого себя или граждан, при том, что оно отлично от
[собственно] государственной деятельности; его-то мы и исследуем,
разумеется, как отличное [от политической деятельности].
Итак, поскольку из поступков сообразно добродетели государственные и
военные выдаются красотой и величием, но сами лишают досуга и ставят перед
собою определенные цели, а не избираются во имя них самих; и поскольку, с
другой стороны, считается, что деятельность ума как созерцательная
отличается средоточенностью (spoydei) и помимо себя самой не ставит никаких
целей, да к тому же дает присущее ей удовольствие (которое, в свою очередь,
способствует деятельности); поскольку, наконец, самодостаточность, наличие
досуга (to skholastikon) и неутомимость (насколько это возможно для
человека) и все остальное, что признают за блаженным, - все это явно имеет
место при данной деятельности, постольку она и будет полным [и совершенным]
счастьем человека, если охватывает полную продолжительность жизни, ибо при
счастье не бывает ничего неполного.
Подобная жизнь будет, пожалуй, выше той, что соответствует человеку,
ибо так он будет жить не в силу того, что он человек, а потому, что в нем
присутствует нечто божественное, и, насколько отличается эта божественная
часть от человека как составленного из разных частей, настолько отличается и
деятельность, с ней связанная, от деятельности, связанной с [любой] другой
добродетелью. И если ум в сравнении с человеком божествен, то и жизнь,
подчиненная уму, божественна в сравнении с человеческой жизнью.
Нет, не нужно [следовать] увещеваниям "человеку разуметь (phronein)
человеческое" и "смертному - смертное"; напротив, насколько возможно, надо
возвышаться до бессмертия (athanatidzein) и делать все ради жизни (pros to
dzen), соответствующей наивысшему в самом себе, право, если по объему это
малая часть, то по силе и ценности она все далеко превосходит.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz