Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 198

Вот почему он будет себялюбом по преимуществу,
но иного рода, нежели порицаемый себялюб, причем настолько от него
отличающимся, насколько отличается жизнь по рассуждению (kata logon) от
жизни по страсти, а стремление к нравственно прекрасному -- от стремления к
кажущемуся полезным. Поэтому все признают и хвалят тех, кто выдается
усердием в прекрасных поступках. Если бы все соревновались в прекрасном и
напрягали свои силы, чтобы совершать самые прекрасные поступки, тогда в
обществе было бы все, что должно, а у каждого частного лица были бы
величайшие из благ, коль скоро добродетель именно такое благо.

Следовательно, добродетельному надлежит быть себялюбом (ведь, совершая
прекрасные поступки, он и сам получит пользу и окажет услуги другим), а
испорченному не [должно быть себялюбом], ибо, следуя дурным страстям, он
принесет вред и себе, и окружающим. Действительно, у испорченного [человека]
не согласуется то, что он должен делать, с тем, что делает, а добрый, что
должно, то и делает; ведь всякий ум избирает для себя самое лучшее, а добрый
подчиняется уму.

Правда о добропорядочном заключается в том еще, что он многое делает
ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо: он расточит
имущество ix почести и вообще блага, за которые держатся другие, оставляя за
собою лишь нравственную красоту; он скорей предпочтет испытать сильное
удовольствие за краткий срок, а не слабое за долгий, и год прожить прекрасно
[предпочтительнее для него], чем много лет -- как придется, и один
прекрасный и великий поступок он предпочтет многим, но незначительным. Это,
вероятно, и происходит с теми, кто умирает за других: они в этом случае
избирают то, что для них самих есть величие [и] красота. И они, пожалуй,
расточат [свое достояние] на то, от чего больше получат их друзья; тогда
друзьям достанутся деньги, а им самим -- нравственная красота, так что самим
себе уделяется большее благо. Точно таким образом [обстоят дела] с почестями
и должностями начальников, ибо все это предоставят другу, потому что
[отдавать другу] -- это прекрасно и похвально. Естественно, добропорядочным
считается тот, кто всему предпочитает нравственную красоту. А можно
предоставить другу и [прекрасные] поступки, и даже прекрасней оказаться
причиною [прекрасного поступка] для друга, нежели совершить его самому.

Итак, во всех делах, достойных похвалы, добропорядочный, как мы видим,
уделяет себе большую долю нравственной красоты. Вот, стало быть, в каком
смысле должно, как сказано, быть себялюбом, а так, как большинство, не
нужно.



9 (IX).


Спорят и о счастливом[39], будет ли он нуждаться в друзьях или нет.
[Некоторые] утверждают, что у блаженных и самодостаточных нет никакой
надобности в друзьях, потому что как таковые блага (tagatha) у них имеются.
А значит, как самодостаточные, они ни в чем дополнительно не нуждаются;
между тем друг, будучи вторым "я", дает как раз только то, что человек не
способен получить благодаря самому себе; отсюда [изречение]: "Когда добром
дарит демон, что нужды в друзьях!"[40] Но ведь это, похоже, нелепость:
приписывая счастливому все блага, не дать ему друзей -- того, что считается
самым важным из внешних благ!

И вот если другу свойственнее делать добро, а не принимать, и оказывать
благодеяния -- свойство добродетельного и добродетели, и, наконец, если
делать добро друзьям прекраснее, чем посторонним, то добропорядочный
[человек] будет нуждаться в тех, кто примет его благодеяния.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz