|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 160 |
Даже между людьми средними найдется кто-то, кто способен поступать
сообразно добродетели. Это можно видеть со всей ясностью: по общему мнению,
частные лица (idiotai) совершают добрые поступки не хуже, но даже лучше
государей. И довольно, чтобы имелось столько благ, [сколько у обычного,
среднего человека], ибо счастлива будет жизнь у занятого деятельностью
сообразной добродетели.
И Солон, наверное, удачно изображал счастливых, говоря, что это люди
средне обеспеченные внешними благами, совершившие, по его мнению,
наипрекраснейшие поступки и прожившие жизнь благоразумно: в самом деле, у
владеющих средним достатком есть возможность совершать поступки, какие
должно.
Похоже, и Анаксагор представлял себе счастливого не богачом и не
государем, когда сказал, что не удивился бы, если бы большинству
какой-нибудь [счастливец] показался странным. [Большинство] ведь судит по
внешним благам, такие только и чувствуя.
Итак, мнения мудрецов, как кажется, согласуются с нашими рассуждениями.
Такое согласие внушает, конечно, известное доверие, но об истине в связи с
поступками судят по делам и из [самого] образа жизни, ибо главное
заключается здесь. Итак, нам следует посмотреть на высказанные ранее
[суждения] применительно к делам и образу жизни, и, если они согласуются с
делами, следует их принять, а если противоречат, следует представить их
[диалектическими] рассуждениями.
Кто проявляет себя в деятельности ума (ho kata noyn energon) и почитает
ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам. Ибо если
боги, как принято считать, уделяют какое-то внимание человеческим делам, то
было бы вполне понятно, если бы боги наслаждались самым лучшим и самым для
них родственным (а это, видимо, ум) и если бы воздавали добром тем людям,
кто больше всего его любит и ценит, за то, что они внимательны к любезному
(ta phila) богам и поступают правильно и прекрасно. Нет сомнения, что все
это в первую очередь имеется у мудреца. А значит, он всех любезней богам. Он
же, видимо, и самый счастливый, так что и в этом смысле мудрец выходит
счастливцем по преимуще-ству.
10 (IX). Итак, если об этих вещах и о добродетелях, а также о дружеских
отношениях и удовольствиях в общих чертах сказано достаточно, то надо ли
думать, что цель, избранная нами прежде, достигнута? Или же, как говорят,
цель всего, что имеет отношение к поступкам, не в том, чтобы охватить
созерцанием и знать каждый предмет, но, скорее, в том, чтобы осуществлять
сами поступки. И в случае с добродетелями недостаточно знать, [что это
такое], но нужно стараться обладать ими и их применять или еще как-то
становиться добродетельными.
Так что если бы самих по себе рассуждений было достаточно (hoi logoi
aytarkeis), чтобы сделать людей добрыми, эти [рассуждения] по праву получили
бы, сказал Феогнид, множество великих наград, и нужно было бы ими
обзавестись.
|
|