Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 160

Даже между людьми средними найдется кто-то, кто способен поступать
сообразно добродетели. Это можно видеть со всей ясностью: по общему мнению,
частные лица (idiotai) совершают добрые поступки не хуже, но даже лучше
государей. И довольно, чтобы имелось столько благ, [сколько у обычного,
среднего человека], ибо счастлива будет жизнь у занятого деятельностью
сообразной добродетели.
И Солон, наверное, удачно изображал счастливых, говоря, что это люди
средне обеспеченные внешними благами, совершившие, по его мнению,
наипрекраснейшие поступки и прожившие жизнь благоразумно: в самом деле, у
владеющих средним достатком есть возможность совершать поступки, какие
должно.
Похоже, и Анаксагор представлял себе счастливого не богачом и не
государем, когда сказал, что не удивился бы, если бы большинству
какой-нибудь [счастливец] показался странным. [Большинство] ведь судит по
внешним благам, такие только и чувствуя.
Итак, мнения мудрецов, как кажется, согласуются с нашими рассуждениями.
Такое согласие внушает, конечно, известное доверие, но об истине в связи с
поступками судят по делам и из [самого] образа жизни, ибо главное
заключается здесь. Итак, нам следует посмотреть на высказанные ранее
[суждения] применительно к делам и образу жизни, и, если они согласуются с
делами, следует их принять, а если противоречат, следует представить их
[диалектическими] рассуждениями.
Кто проявляет себя в деятельности ума (ho kata noyn energon) и почитает
ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам. Ибо если
боги, как принято считать, уделяют какое-то внимание человеческим делам, то
было бы вполне понятно, если бы боги наслаждались самым лучшим и самым для
них родственным (а это, видимо, ум) и если бы воздавали добром тем людям,
кто больше всего его любит и ценит, за то, что они внимательны к любезному
(ta phila) богам и поступают правильно и прекрасно. Нет сомнения, что все
это в первую очередь имеется у мудреца. А значит, он всех любезней богам. Он
же, видимо, и самый счастливый, так что и в этом смысле мудрец выходит
счастливцем по преимуще-ству.

10 (IX). Итак, если об этих вещах и о добродетелях, а также о дружеских
отношениях и удовольствиях в общих чертах сказано достаточно, то надо ли
думать, что цель, избранная нами прежде, достигнута? Или же, как говорят,
цель всего, что имеет отношение к поступкам, не в том, чтобы охватить
созерцанием и знать каждый предмет, но, скорее, в том, чтобы осуществлять
сами поступки. И в случае с добродетелями недостаточно знать, [что это
такое], но нужно стараться обладать ими и их применять или еще как-то
становиться добродетельными.
Так что если бы самих по себе рассуждений было достаточно (hoi logoi
aytarkeis), чтобы сделать людей добрыми, эти [рассуждения] по праву получили
бы, сказал Феогнид, множество великих наград, и нужно было бы ими
обзавестись.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz