Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 30

Смешно поэтому за легкость попадания в силки такого
рода возлагать вину на внешние обстоятельства, а не на самого себя и
полагать себя самого ответственным за прекрасные поступки, а удовольствие -
за постыдные. Итак, "подневольное" (to biaion) - это то, источник чего
вовне, причем тот, кто подневолен, никак не пособничает [насилию].

2. Все совершенное по неведению является не произвольным (oykh
hekoysion), но непроизвольно (akoysion) оно, только если заставило страдать
и раскаиваться. Ведь совершивший по неведению какой бы то ни было поступок и
нисколько этим поступком не раздосадованный, хотя и не совершал его по своей
воле (hekon), потому что все-таки не знал, поступал в то же время и не
невольно (oyd' akon), во всяком случае не страдая. Из тех, кто совершает
поступок по неведению, раскаивающийся считается действовавшим невольно
(akon), а нераскаивающийся - поскольку это уже другой [случай] - пусть будет
"не поступающий по своей воле" (oykh hekon), потому что, раз тут есть
различие, лучше, чтобы было и особое название.
По-видимому, поступки по неведению (di' agnoian) и поступки в неведении
(agnoyn) - разные вещи; так, например, пьяный или охваченный гневом,
кажется, совершает поступки не по неведению, но по известным причинам
неосознанно и в неведении. Стало быть, всякий испорченный человек (ho
mokhteros) не ведает, как следует поступать и от чего уклоняться, а именно
из-за этого заблуждения становятся неправосудными и вообще порочными.
С другой стороны, называть проступок непроизвольным, если человек не
ведает, в чем польза, нежелательно, ибо сознательно избранное поведение
является причиною уже не непроизвольных поступков, а испорченности
(mokhteria) (ведь такое неведение заслуживает осуждения), и неведение общего
тоже [нельзя считать причиной непроизвольных поступков], а причина его -
лишь неведение обстоятельств, от которых зависит и с которыми соотносится
поступок; в этом, [в особых обстоятельствах], заключены основания для
жалости и сочувствия, так как именно в неведении о каком-либо из
обстоятельств и поступают непроизвольно.
Недурно было бы определить, что это за обстоятельства, сколько их, кто
действующее лицо, что за поступок, с чем и при каких обстоятельствах
совершается, а иногда также как и чем (скажем, каким орудием), и ради чего
(например, ради спасения), и каким образом (например, мягко или грубо).
Конечно, только безумец может ничего из этого не знать, ясно также, что
никто не может не знать деятеля, ибо как же можно не знать по крайней мере,
что это ты сам? А что человек делает, он, пожалуй, может не знать, как,
например, + те, кто утверждают, что они "выпали", [потеряли сознание], во
время разговора +* или что они не знали, что разглашают неизреченное,
например Эсхил - таинства; или, желая показать, как стреляет, [выстреливают
на самом деле], как было с катапультой.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz