Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 89

Остается, стало быть,
правильность мысли, ибо мысль - это еще не утверждение. Ведь и мнение - это
не поиски (dzetesis), но уже некое утверждение, а кто принимает решение -
разумно он это делает или плохо, - нечто ищет и рассчитывает. Разумность в
решениях - это разновидность правильности в решениях, поэтому сначала надо
исследовать, что такое принимание решения и к чему оно относится.
Поскольку "правильность" (orthotes) [говорят] во многих смыслах, ясно,
что правильность в решениях - это еще не вся правильность. Действительно,
невоздержный и дурной человек достигнет поставленной цели по расчету (ek toy
logismoy), а следовательно, будет человеком, который принял решение
правильно, но приобрел великое зло. Считается, однако, что разумно принять
решение - это своего рода благо, потому что такая правильность решения
означает разумность в решениях, которая умеет достигать блага. Однако благо
можно получить и при ложном умозаключении, [т. е. силлогизме), а именно:
получить, что должно сделать, но способом, каким не должно, [потому что]
ложен средний член силлогизма. Следовательно, такая правильность, в силу
которой находят то, что нужно, но все же не тем способом, каким должно, не
есть разумность в решениях. Кроме того, один находит, [что нужно], долго
обдумывая решение, а другой [решает] быстро. Значит, правильность в этом
смысле тоже не является разумностью в решениях, а является ею правильность с
точки зрения выгоды, так же как с точки зрения цели, средств и срока.
Наконец, решение может быть разумным безотносительно и относительно
определенной цели. И конечно, безотносительно разумное решение правильно для
безотносительной цели, а решение, разумное в каком-то определенном
отношении, - для относительной цели. Поскольку же принимать разумные решения
свойственно рассудительным, разумность в решениях будет правильностью с
точки зрения средств, нужных (to kata to sympheron) для достижения той или
иной цели, рассудительность относительно которых и есть истинное
представление.

11 (X). Соображение и сообразительность, в силу которых мы зовем людей
соображающими и сообразительными, не тождественны науке или мнению в целом
(ибо тогда все были бы соображающими) и не являются какой-либо одной из
частных наук, как, скажем, врачебная [наука], связанная со здоровьем, или
геометрия, связанная с величинами. Соображение ведь не относится ни к вечно
сущему, ни к неизменному, ни к чему бы то ни было, находящемуся в
становлении, но к тому, о чем можно задаться вопросом и принять решение. А
потому, будучи связано с тем же, с чем связана рассудительность, соображение
не тождественно рассудительности. Рассудительность предписывает, ведь ее
цель [указать], что следует делать и чего не следует, а соображение способно
только судить. Соображение и сообразительность (synesis kai eysynesia) [no
сути] одно и то же, так же как соображающие и сообразительные (synetoi kai
eysynetoi)
Соображение не состоит ни в обладании рассудительностью, ни в
приобретении оной, но подобно тому, как применительно к научному знанию
усваивать означает соображать, так применительно к мнению соображать
означает судить о том, в чем [сведущ] рассудительный, когда говорит об этом
другой человек, причем судить хорошо, потому что "сообразительно" (еу) и
"хорошо" (kalos) одно и то же.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz