|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 74 |
Соответственно и с правосудным делом.
Общее понятие скорее называется [словом] "праводе-лание"
(dikaiopragema), а "правосудное дело" [обозначает] исправление
неправосудного дела. Впоследствии надо будет внимательно рассмотреть каждое
в отдельности: каковы виды [правосудного и неправосудного дела], сколько
таких [дел] и с чем они могут быть связаны.
(VIII). Коль скоро [понятия] правосудного и неправосудного таковы, как
мы сказали, человек поступает неправосудно и правосудно тогда, когда
совершает поступки по своей воле, а когда он совершает их невольно, то ни
правосудное, ни неправосудное не имеет места, разве только привходящим
образом, т. е. он совершает поступки, которые, смотря по обстоятельствам,
являются правосудными или неправосудными.
Определение неправосудного и правосудного дела зависит от его
произвольности и непроизвольности, ибо, когда [неправосудное еще и]
произвольно, оно осуждается, и тогда имеет место неправосудное дело, а
следовательно, нечто будет "неправосудным", не будучи еще "неправосудным
делом", а именно если не добавляется произвольность.
Произвольным я называю, как было сказано и прежде, какой-либо из
зависящих от самого человека поступков, который он совершает сознательно и
не по неведению о том, против кого, посредством чего и {ради} чего он это
делает, например кого он бьет, чем и зачем, причем все это независимо от
случайных обстоятельств и не подневольно (так, если кто-нибудь, взявши руку
человека, ударит другого, то это будет не по воле [ударившего], ибо от него
не зависит).
Может быть и так, что удар наносят отцу, зная, что это человек или
кто-то из присутствующих, но что отец - и не ведая. Соответственно
необходимо разграничение [самого] поступка и того, что относится в целом к
его совершению.
Если поступок совершен в неведении или хотя и не в неведении, но
независимо от самого человека или подневольно, это поступок непроизвольный.
Многое ведь из того, что существует от природы, мы совершаем и испытываем,
зная это, [но] ничто из этого не является ни произвольным, ни
непроизвольным, как, например, старение или умирание.
И случайные обстоятельства также влияют на неправосудное и правосудное.
Если кто-нибудь отдает назад вверенное [ему имущество] против своей
воли и из страха, то не следует говорить, ни что он поступает правосудно, ни
что он осуществляет правосудие иначе, нежели случайным образом.
Точно так же, если человек не возвращает вверенное [ему имущество]
вынужденно и против своей воли, следует говорить, что он нарушает
правосудное и совершает неправосудное в силу случайных обстоятельств.
Одни произвольные поступки мы совершаем по сознательному выбору, а
другие - не по выбору, ибо сознательно выбрано то, о чем предварительно
принято решение, о чем же не принимают решений заранее, то не выбирают
сознательно.
|
|