|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 162 |
Потому и говорят, что страдания эти должны
быть такими, какие в наибольшей мере противодействуют излюбленным
удовольствиям.
Так что если, как говорилось, добродетельный должен быть хорошо (kalos)
воспитан и приучен [к хорошему] и если в таком случае он должен проводить
жизнь в добрых занятиях и ни волей, ни неволей не совершать дурных
поступков, то это, скорее всего, бывает у тех, кто по образу жизни так или
иначе подчиняется уму и правильному порядку, причем обладающему силой
(iskhys). Но предписание отца не является ни применением силы (to iskhyron),
ни принуждением (to anagkaion), а значит, и вообще не является таковым
[приказание] одного человека, коль скоро он не царь или кто-то в этом роде.
Закон же имеет принудительную силу (anagkastike dynamis), поскольку является
суждением (logos), основанным так или иначе на рассудительности или уме. И
если к людям, которые противодействуют нашим порывам, мы испытываем вражду,
даже если они поступают правильно, то закон, устанавливая доброе, не бывает
ненавистен.
Только в государстве лакедемонян и, {может быть}, в немногих других
законодатель, видимо, уделил внимание воспитанию и занятиям [молодежи], а в
большинстве государств к таким вещам нет внимания и каждый живет, как
желает, наподобие циклопа, "право творя над детьми и супругой".
Поэтому самое лучшее - это чтобы появилось общественное внимание к
таким вещам, причем правильное.
Но если общественное внимание [к воспитанию] отсутствует, тогда,
видимо, каждому подобает способствовать своим детям и друзьям [в достижении]
добродетели [и уметь это осуществлять] или, по крайней мере, сознательно
избирать это. К [воспитанию] же, как может показаться, более всего способен
тот, кто, как следует из сказанного, научился создавать законы (nomothetikos
ginoraenos). Ведь ясно, что общественное внимание [к воспитанию] возникает
благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным
законам. Писаные это законы или неписаные, один человек или многие будут
благодаря им воспитаны, едва ли будет иметь значение, так же как не имеет
это значения в музыке или гимнастике и в других занятиях.
В самом деле, подобно тому как в государствах имеет силу законное и то,
что в нравах [общества], так, и даже еще в большей степени, в семьях силу
имеют суждения отца и его привычки из-за близкого с ним родства и из-за его
благодеяний, ведь [в домочадцах] заложена любовь [к главе семьи], и они от
природы [ему послушны].
Кроме того, воспитание каждого по отдельности (he kath' hekaston
paideia) отличается от воспитания общественного (hai koinai), подобно
[отличию общего и частного случая] во врачебном деле; так, по общему
правилу, при жаре нужны покой и голодание, но определенному больному, может
статься, не нужны, и кулачный боец не всех, наверное, обучает одному и тому
же приему борьбы.
Придется признать, однако, что при внимании [к воспитанию] в частном
порядке (idias epimeleias) в каждом отдельном случае достигается большая
точность, ибо каждый тогда получит то, что ему больше подходит.
|
|