Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 162

Потому и говорят, что страдания эти должны
быть такими, какие в наибольшей мере противодействуют излюбленным
удовольствиям.
Так что если, как говорилось, добродетельный должен быть хорошо (kalos)
воспитан и приучен [к хорошему] и если в таком случае он должен проводить
жизнь в добрых занятиях и ни волей, ни неволей не совершать дурных
поступков, то это, скорее всего, бывает у тех, кто по образу жизни так или
иначе подчиняется уму и правильному порядку, причем обладающему силой
(iskhys). Но предписание отца не является ни применением силы (to iskhyron),
ни принуждением (to anagkaion), а значит, и вообще не является таковым
[приказание] одного человека, коль скоро он не царь или кто-то в этом роде.
Закон же имеет принудительную силу (anagkastike dynamis), поскольку является
суждением (logos), основанным так или иначе на рассудительности или уме. И
если к людям, которые противодействуют нашим порывам, мы испытываем вражду,
даже если они поступают правильно, то закон, устанавливая доброе, не бывает
ненавистен.
Только в государстве лакедемонян и, {может быть}, в немногих других
законодатель, видимо, уделил внимание воспитанию и занятиям [молодежи], а в
большинстве государств к таким вещам нет внимания и каждый живет, как
желает, наподобие циклопа, "право творя над детьми и супругой".
Поэтому самое лучшее - это чтобы появилось общественное внимание к
таким вещам, причем правильное.
Но если общественное внимание [к воспитанию] отсутствует, тогда,
видимо, каждому подобает способствовать своим детям и друзьям [в достижении]
добродетели [и уметь это осуществлять] или, по крайней мере, сознательно
избирать это. К [воспитанию] же, как может показаться, более всего способен
тот, кто, как следует из сказанного, научился создавать законы (nomothetikos
ginoraenos). Ведь ясно, что общественное внимание [к воспитанию] возникает
благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным
законам. Писаные это законы или неписаные, один человек или многие будут
благодаря им воспитаны, едва ли будет иметь значение, так же как не имеет
это значения в музыке или гимнастике и в других занятиях.
В самом деле, подобно тому как в государствах имеет силу законное и то,
что в нравах [общества], так, и даже еще в большей степени, в семьях силу
имеют суждения отца и его привычки из-за близкого с ним родства и из-за его
благодеяний, ведь [в домочадцах] заложена любовь [к главе семьи], и они от
природы [ему послушны].
Кроме того, воспитание каждого по отдельности (he kath' hekaston
paideia) отличается от воспитания общественного (hai koinai), подобно
[отличию общего и частного случая] во врачебном деле; так, по общему
правилу, при жаре нужны покой и голодание, но определенному больному, может
статься, не нужны, и кулачный боец не всех, наверное, обучает одному и тому
же приему борьбы.
Придется признать, однако, что при внимании [к воспитанию] в частном
порядке (idias epimeleias) в каждом отдельном случае достигается большая
точность, ибо каждый тогда получит то, что ему больше подходит.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz