Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 97

Следующий вопрос:, ко всему ли
относится невоздержность и воздержность или нет? Дело ведь в том, что
невоздержный в безусловном смысле слова невоздержен не во всем, но как раз в
том, в чем невоздержен распущенный; однако и не от того он невоздержен, что
просто имеет дело с этими вещами, [т. е. не в безусловном смысле слова] (ибо
тогда невоздержность была бы тождественна распущенности), но от того, что
имеет с ними дело вполне определенным образом. Ведь если распущенного
толкает сознательный выбор, так как он считает, что нужно всегда
преследовать непосредственное удовольствие, то невоздержный так не думает,
но преследует [все-таки то же самое].

5. Для нашего рассуждения не важно, что невоздержную жизнь ведут
вопреки истинному мнению, а не вопреки знанию, ведь некоторые из тех, у кого
есть мнения, не сомневаются, а, напротив, думают, что их знания точны.
Поэтому, если [скажут, что те], кто имеют лишь мнения, из-за слабой
уверенности скорее, нежели те, у кого [твердые] знания, поступают вопреки
своим представлениям [о должном], то окажется, что никакой разницы между
знанием и мнением нет. В самом деле, иные ничуть не менее уверены в том, о
чем имеют мнение, нежели и том, о чем имеют знание. Гераклит ясно это
показывает.
Но поскольку мы говорим "знать" в двух смыслах: "знает" говорят и о
том, кто, обладая знанием, не применяет его, и о том, кто применяет
(khromenos), - различие окажется между поступками вопреки должному у
обладателя знания, который его не применяет, и обладателя знания, который
его применяет (tlieoron), именно это последнее нелепо, а не [то, что так
поступают] без применения [знания].
Далее, коль скоро посылки бывают двух видов, ничто не мешает, имея обе,
поступать вопреки знанию, а именно применять знание общей посылки, а частной
нет; между тем поступки - это частные случаи. Более того, может быть
различие и внутри [знания] общего, ибо оно может относиться к самому
[действующему лицу], а может к предмету, например, [знание], что "всякому
человеку полезно сухое", (предполагает и знание], что сам я - человек или
что такое-то качество - сухость. Однако, имеет ли данная вещь данное
качество, человек либо не знает, либо не употребляет [свое знание] в дело.
При том и другом способе [знать] разница будет столь громадной, что не
покажется странным, если [человек ошибается], обладая знанием только в одном
из смыслов; удивительно, если [он это делает], обладая им иначе.
Кроме того, людям дано также обладать знанием способом иным по
сравнению с только что названным. Действительно, в обладании (to ekhein)
[знанием] без применения мы видим уже совсем другое обладание (hexis), так
что в каком-то смысле человек знанием обладает, а в каком-то не обладает,
как, скажем, спящий, одержимый и пьяный. Однако именно таково состояние
(hoyto diatithentai) людей, охваченных страстями.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz