|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 97 |
Следующий вопрос:, ко всему ли
относится невоздержность и воздержность или нет? Дело ведь в том, что
невоздержный в безусловном смысле слова невоздержен не во всем, но как раз в
том, в чем невоздержен распущенный; однако и не от того он невоздержен, что
просто имеет дело с этими вещами, [т. е. не в безусловном смысле слова] (ибо
тогда невоздержность была бы тождественна распущенности), но от того, что
имеет с ними дело вполне определенным образом. Ведь если распущенного
толкает сознательный выбор, так как он считает, что нужно всегда
преследовать непосредственное удовольствие, то невоздержный так не думает,
но преследует [все-таки то же самое].
5. Для нашего рассуждения не важно, что невоздержную жизнь ведут
вопреки истинному мнению, а не вопреки знанию, ведь некоторые из тех, у кого
есть мнения, не сомневаются, а, напротив, думают, что их знания точны.
Поэтому, если [скажут, что те], кто имеют лишь мнения, из-за слабой
уверенности скорее, нежели те, у кого [твердые] знания, поступают вопреки
своим представлениям [о должном], то окажется, что никакой разницы между
знанием и мнением нет. В самом деле, иные ничуть не менее уверены в том, о
чем имеют мнение, нежели и том, о чем имеют знание. Гераклит ясно это
показывает.
Но поскольку мы говорим "знать" в двух смыслах: "знает" говорят и о
том, кто, обладая знанием, не применяет его, и о том, кто применяет
(khromenos), - различие окажется между поступками вопреки должному у
обладателя знания, который его не применяет, и обладателя знания, который
его применяет (tlieoron), именно это последнее нелепо, а не [то, что так
поступают] без применения [знания].
Далее, коль скоро посылки бывают двух видов, ничто не мешает, имея обе,
поступать вопреки знанию, а именно применять знание общей посылки, а частной
нет; между тем поступки - это частные случаи. Более того, может быть
различие и внутри [знания] общего, ибо оно может относиться к самому
[действующему лицу], а может к предмету, например, [знание], что "всякому
человеку полезно сухое", (предполагает и знание], что сам я - человек или
что такое-то качество - сухость. Однако, имеет ли данная вещь данное
качество, человек либо не знает, либо не употребляет [свое знание] в дело.
При том и другом способе [знать] разница будет столь громадной, что не
покажется странным, если [человек ошибается], обладая знанием только в одном
из смыслов; удивительно, если [он это делает], обладая им иначе.
Кроме того, людям дано также обладать знанием способом иным по
сравнению с только что названным. Действительно, в обладании (to ekhein)
[знанием] без применения мы видим уже совсем другое обладание (hexis), так
что в каком-то смысле человек знанием обладает, а в каком-то не обладает,
как, скажем, спящий, одержимый и пьяный. Однако именно таково состояние
(hoyto diatithentai) людей, охваченных страстями.
|
|