Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 32

Во-вторых, невоздержный поступает по
влечению, но не по выбору, а воздержный, напротив, по выбору, но не по
влечению. И влечение противоположно сознательному выбору, а влечение
влечению - нет. Далее, влечение связано с удовольствием и страданием, а
сознательный выбор ни к тому, ни к другому отношения не имеет.
Еще меньше сознательный выбор походит на порыв ярости; в самом деле,
что делается в ярости, меньше всего, как кажется, сообразуется с
сознательным выбором.
Но это тем не менее и не желание, хотя представляется весьма близким
ему; дело в том, что сознательный выбор не бывает связан с невозможным, и,
если кто-нибудь скажет, что он сознательно избрал невозможное, его, должно
быть, примут за глупца. Но желание бывает {и} невозможного, например
бессмертия. Бывает и такое желание, которое никоим образом не может
осуществиться благодаря самому [данному человеку], например желание, чтобы в
состязании победил определенный актер или атлет; однако сознательному выбору
подлежат не такие вещи, а только те, что считают от себя зависящими. Далее,
если желание [направлено], скорее, на цель, то сознательный выбор имеет дело
со средствами к цели, например мы желаем быть здоровыми и мы желаем быть
счастливыми и так и говорим: ["желаю быть здоровым или счастливым"], но
выражение "мы избираем быть здоровыми или счастливыми" нескладно. В целом
выбор, похоже, обращен на то, что зависит от нас.
Наконец, мнением выбор тоже не будет. Действительно, мнение, кажется,
бывает обо всем, т. e. о вечном и невозможном, с таким же успехом, как о
зависящем от нас; и различают ложные и истинные мнения, а не порочные и
добродетельные; что же касается сознательного выбора, то он [определяется],
скорее, в этих [последних понятиях]. Поэтому, вероятно, никто вообще не
говорит, что сознательный выбор тождествен мнению и даже что он тождествен
определенному мнению; в самом деле, каковы мы [сами], зависит от того, благо
или зло мы выбираем, а не от того, какие у нас мнения. И мы сознательно
выбираем, что из таких, [т. e. благих и дурных, вещей] принять и чего
избежать, а мнения мы составляем о том, что такое благо и зло, кому это
полезно или в каком смысле, но о том, принять или избежать, едва ли
составляем мнения. Кроме того, сознательный выбор хвалят, скорее, за то, что
[выбрано] должное, т. е. за верность (orthos), мнение же [одобряют] за
истинность (alethos). Наконец, сознательно мы выбираем то, что мы прежде
всего знаем как благо, а мнение мы составляем о том, чего толком не знаем.
Делают наилучший выбор и составляют наилучшее мнение, по-видимому, не одни и
те же люди, но некоторые довольно хорошо составляют мнение, однако из-за
порочности избирают не то, что должно. Не имеет значения, возникают ли
мнения до того, как сделан выбор, или после того: мы ведь обсуждаем не это,
а тождествен ли он какому-либо мнению.
Если ничто из названного [выше] не есть сознательный выбор, то что же
он тогда такое и каков он? Итак, с одной стороны, сознательный выбор явно
произведен, с другой - не все, что произвольно, - предмет сознательного
выбора (proaireton).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz