|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 69 |
По этой части, таким образом, мы узнаем и что нужно отнять у
владеющего слишком многим, и что добавить владеющему слишком малым, ибо,
насколько средняя [величина] превосходит [меньшую), столько нужно добавить
имеющему меньшую часть, а насколько средняя [величина} превышена, столько
нужно отнять от наибольшей части.
[Возьмем, например, три] равных между собой [отрезка]: AA, BB и YY
отнимем от AA [отрезок] AE и прибавим его к YY, обозначив через ES, так что
весь [отрезок] SYY больше EA на YS+YG, а следовательно, больше BB на SY.
[10]. Названия эти, и "убыток" и "нажива", пришли из [области]
произвольного обмена. Ведь иметь больше своей [доли] - значит "наживаться",
а иметь меньше, чем было первоначально,- значит "терпеть убытки", как бывает
при купле, продаже и всех других [делах], дозволенных законом. А когда нет
ни "больше", ни "меньше", но как раз все то же самое, говорят, что у каждого
его [доля] и никто не терпит убытка и не наживается.
Итак, правосудие при обмене, противном воле, - это, во-первых, середина
между своего рода наживой и убытком и, во-вторых, обладание справедливо
равной [долей] до и после [обмена].
8(V). Некоторые считают между тем, что расплата (to antipeponthos) и
есть вообще (haplos) правосудие, как то и утверждали пифагорейцы, ибо вообще
они определяли правосудие, [или право}, просто (haplos) как расплату с
другим [лицом, т. е. с потерпевшим]. Однако [понятие] расплаты не подходит
ни для распределительного права, ни для направительного (впрочем, в
Радамантово "право" вкладывают все-таки тот смысл:
Терпишь когда что содеял, то правда прямая родится), -
ибо [оно] многому противоречит. Так, например, если исполняющий
должность начальника (arkhon) нанес удар, то ответный удар наносить не
следует, а если удар нанесен начальнику, то [в ответ] следует не только
ударить, но и подвергнуть каре. И кроме того, весьма важно, произвольно ли
[действовал человек] или непроизвольно. Между тем во взаимоотношениях [на
основе] обмена связующим является именно такое право - раcплата, основанная,
однако, не на уравнивании, а на установлении пропорции. Дело ведь в том, что
и государство держится на пропорциональном ответном даянии. В самом деле,
либо стремятся [делать] зло в ответ на зло, а [вести себя] иначе кажется
рабством, либо - добро [за добро], а иначе не бывает передачи (metadosis),
между тем как вместе держатся благодаря передаче, недаром храмы богинь
Благодарения ставят на видном месте: чтобы воздаяние (antapodosis)
осуществлялось; это ведь и присуще благодарности - ответить угодившему
услугой за услугу и в свой черед начать угождать ему.
Пропорциональное воздаяние получается при перекрестном попарном
объединении. Так, например, строитель дома будет A, башмачник - B, дом - Y,
башмаки - S. В этом случае строителю нужно приобретать [часть] работы этого
башмачника, а свою собственную передавать ему.
|
|