Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 69

По этой части, таким образом, мы узнаем и что нужно отнять у
владеющего слишком многим, и что добавить владеющему слишком малым, ибо,
насколько средняя [величина] превосходит [меньшую), столько нужно добавить
имеющему меньшую часть, а насколько средняя [величина} превышена, столько
нужно отнять от наибольшей части.
[Возьмем, например, три] равных между собой [отрезка]: AA, BB и YY
отнимем от AA [отрезок] AE и прибавим его к YY, обозначив через ES, так что
весь [отрезок] SYY больше EA на YS+YG, а следовательно, больше BB на SY.
[10]. Названия эти, и "убыток" и "нажива", пришли из [области]
произвольного обмена. Ведь иметь больше своей [доли] - значит "наживаться",
а иметь меньше, чем было первоначально,- значит "терпеть убытки", как бывает
при купле, продаже и всех других [делах], дозволенных законом. А когда нет
ни "больше", ни "меньше", но как раз все то же самое, говорят, что у каждого
его [доля] и никто не терпит убытка и не наживается.
Итак, правосудие при обмене, противном воле, - это, во-первых, середина
между своего рода наживой и убытком и, во-вторых, обладание справедливо
равной [долей] до и после [обмена].

8(V). Некоторые считают между тем, что расплата (to antipeponthos) и
есть вообще (haplos) правосудие, как то и утверждали пифагорейцы, ибо вообще
они определяли правосудие, [или право}, просто (haplos) как расплату с
другим [лицом, т. е. с потерпевшим]. Однако [понятие] расплаты не подходит
ни для распределительного права, ни для направительного (впрочем, в
Радамантово "право" вкладывают все-таки тот смысл:

Терпишь когда что содеял, то правда прямая родится), -

ибо [оно] многому противоречит. Так, например, если исполняющий
должность начальника (arkhon) нанес удар, то ответный удар наносить не
следует, а если удар нанесен начальнику, то [в ответ] следует не только
ударить, но и подвергнуть каре. И кроме того, весьма важно, произвольно ли
[действовал человек] или непроизвольно. Между тем во взаимоотношениях [на
основе] обмена связующим является именно такое право - раcплата, основанная,
однако, не на уравнивании, а на установлении пропорции. Дело ведь в том, что
и государство держится на пропорциональном ответном даянии. В самом деле,
либо стремятся [делать] зло в ответ на зло, а [вести себя] иначе кажется
рабством, либо - добро [за добро], а иначе не бывает передачи (metadosis),
между тем как вместе держатся благодаря передаче, недаром храмы богинь
Благодарения ставят на видном месте: чтобы воздаяние (antapodosis)
осуществлялось; это ведь и присуще благодарности - ответить угодившему
услугой за услугу и в свой черед начать угождать ему.
Пропорциональное воздаяние получается при перекрестном попарном
объединении. Так, например, строитель дома будет A, башмачник - B, дом - Y,
башмаки - S. В этом случае строителю нужно приобретать [часть] работы этого
башмачника, а свою собственную передавать ему.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz