Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 56

И тем не менее таких людей считают не глупцами, а
робкими (okneroi). Подобное мнение о самих себе, видимо, делает их хуже, ибо
всякий человек стремится к тому, что ему по достоинству, а они сторонятся
даже прекрасных дел и занятий, а равным образом и внешних благ, как будто
они [всего этого] недостойны.
Что до спесивых, то их глупость и незнание самих себя ясно видны. Не
обладая достоинством, они берутся за почетные [дела], а потом обнаруживают
свою несостоятельность; они и нарядами украшаются, и позы принимают, и все
такое [делают], желая, чтобы их успех (entykemata) был заметен; и говорят о
нем, думая, что за него их будут чтить.
Однако приниженность резче противопоставлена величавости, нежели спесь,
и встречается она чаще и хуже [спеси].
Итак, величавость, как уже было сказано, имеет дело с великой честью.

10 (IV). По-видимому, с честью связана, как было сказано в
первоначальном обзоре добродетелей, еще одна добродетель; она относится к
величавости, наверное, так же, как щедрость к великолепию. Дело в том, что
обе эти добродетели далеки от великого, но в обычных и незначительных делах
настраивают нас вести себя как должно. Подобно тому как для приобретения и
даяния имущества существует обладание серединой, а также избыток и
недостаток, так и для стремления к чести существует "больше" и "меньше"
должного, а также должный источник и способ [достижения].
Мы ведь осуждаем честолюбивого за то, что он стремится к чести больше,
чем должно, и к чести не из должного источника, нечестолюбивого - за то, что
он не собирается принимать почести даже за прекрасные дела. Бывает иногда,
как сказано в первоначальном обзоре, что честолюбивого мы хвалим за то, что
он действительно муж и любит прекрасное (philokalos), а нечестолюбивого - за
умеренность и благоразумие. Ясно, что (слово) "любитель" мы употребляем
по-разному и понятие "честолюбие" не всегда относим к одному и тому же, но
когда хвалим - [к тем, кто "любит честь"] сильнее, чем большинство, а когда
осуждаем - [к тем, кто любит ее), больше, чем должно. Поскольку же обладание
серединой здесь не имеет названия, кажется, что обе крайности оспаривают [ее
место], как незанятое. Однако в чем есть излишек и недостаток, в том есть и
середина, между тем к чести люди стремятся и больше, чем должно, и меньше,
значит, и должное [стремление] тоже существует, так что этот [душевный]
склад, представляя собою обладание серединой в отношении к чести,
заслуживает похвалы, но не имеет имени. В сравнении с честолюбием он кажется
нечестолюбием, в сравнении с нечестолюбием - честолюбием, а в сравнении с
тем и другим в известном смысле кажется и тем и другим; так, видимо, обстоит
дело и с другими добродетелями. И от того, что [держащийся середины] не
назван, кажется, что противостоят друг другу носители крайностей.

11(V). Ровность - это обладание, серединой в связи с гневом. В
действительности для середины здесь нет имени, как, впрочем, и для
крайностей, так что мы относим к середине ровность, которая отклоняется в
сторону недостатка, [в свою очередь] безымянного.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz