Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 110

Впрочем, некоторые считают, что
удовольствие - это становление, так как [удовольствие] есть благо в
собственном смысле слова (kyrios agathon), они ведь полагают, что
деятельность представляет собою становление, но [на самом деле] это разные
вещи.
Сказать, что удовольствия дурны, потому что некоторые нездоровые вещи
доставляют удовольствие, - это то же самое, что сказать, будто здоровье
дурно, потому что некоторые вещи, полезные для здоровья, дурны для
на-живания денег. С такой точки зрения и то и другое, [т. е. удовольствие и
здоровье], дурно, но дурно все-таки не благодаря тому, [что это удовольствие
или здоровье], ведь и умозрение иной раз вредит здоровью. Ни
рассудительности и никакому [другому] складу [души] не служит препятствием
удовольствие, происходящее от них самих; [препятствует только удовольствие]
извне, ведь удовольствие от умозрения и учения заставляет больше заниметь-ся
умозрением и учением.
Отсюда, конечно, следует, что ни одно удовольствие не является делом
искусства, ведь ни в каком ином деятельном проявлении искусности тоже быть
не может, но [искусность существует только] в уменье, хотя искусство
приготовлять умащения или жарить пищу и кажется искусством удовольствия.
[Возражения], будто благоразумный избегает удовольствий, а
рассудительный ищет жизни, свободной от страданий, и что дети и звери ищут
удовольствий, - все эти [возражения] опровергаются одним и тем же
[рассуждением]. Уже ведь было сказано, в каком смысле всевозможные
удовольствия безусловно благие и в каком смысле они не благие. Выходит, что
последних ищут звери и дети, а рассудительный - свободы от страданий из-за
этих вещей; а именно, ищут удовольствий, сопряженных с влечением и
страданием, тем самым телесных (ибо они именно таковы), причем ищут
излишеств в них, из-за которых распущенный и является распущенным. По этим
же причинам благоразумный избегает этих удовольствий, хотя удовольствия,
свойственные благоразумному, тоже существуют.

14(ХIII). Все, однако, согласны, что страдание - зло и что его
избегают; оно является злом либо в безотносительном смысле, либо как
препятствие для чего-то. То, что противоположно вещам, которых избегают и
которые являются злом именно в тех отношениях, из-за которых этих вещей
избегают и из-за которых эти вещи - зло, является благом. Следовательно,
удовольствие с необходимостью есть некое благо. А тем способом, какой
применял Спевсипп, [вопрос] не решается. По его мнению, [удовольствие
противостоит страданию и отсутствию страдания] так же, как большее
противостоит меньшему и равному: ведь сказать, что удовольствие это и есть
разновидность зла, он все-таки не мог.
Ничто не мешает, чтобы высшее благо было разновидностью удовольствия,
пусть даже некоторые удовольствия дурны, подобно тому как [ничто не мешает,
чтобы высшее благо] было разновидностью научного знания (episteme tis), хотя
некоторые науки и дурны.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz