Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 127

Что
касается двоюродных братьев и прочих родственников, то их привязанность
основана также на этом, потому что они происходят от одних [предков], причем
одни более родные, а другие менее, в зависимости от близости или дальности
родства с прародителем.
Дружественность детей к родителям и людей к богам существует как
дружественность к благу и превосходству. В самом деле, родителям дети
обязаны величайшими благодеяниями, так как в родителях причина самого их
существования в воспитания, а затем и образования. Такая дружба заключает в
себе настолько больше и удовольствия, и пользы, нежели дружба с чужими,
насколько в жизни родных больше общего. В братской дружбе присутствует
именно то, что в товарищеской, причем между добрыми братьями и вообще в
дружбе похожих этого больше в той мере, в какой [братья] ближе [товарищей] и
возможность любить друг друга имеют с рождения, и в той мере, в какой более
схожи правами происходящие от одних родителей и получившие одинаковое
воспитание и образование; да в проверка временем у них самая длительная и
самая надежная. У остальных родственников проявления дружбы также
соответствуют [степени родства].
Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы
человек склонен образовывать, скорее, пары, а не государства - настолько же,
насколько семья первичнее и необходимее государства, а рождение детей -
более общее [назначение] живых существ [в сравнении с назначением человека].
Но если у других [животных] взаимоотношения [и сообщество] существуют лишь
постольку, поскольку [они вместе рождают детей], то люди живут вместе не
только ради рождения детей, но и ради других [надобностей] жизни.
Действительно, дела с самого начала распределены [между супругами] так, что
у мужа одни дела, а у жены другие; таким образом муж и жена поддерживают
друг друга, внося свою [долю участия] в общее [дело]. Этим объясняется,
видимо, то, что в данной дружбе присутствует как польза, так и удовольствие.
Она будет и [дружбой] по добродетели, если и муж, и жена - добрые люди, ведь
тогда у каждого из них [своя] добродетель и оба будут такому радоваться. А
дети, как считается, тесно связывают [супругов], потому-то бездетные скорее
разводятся: дети - это общее обоим благо, а общее [благо] объединяет.
Вопрос, как следует жить мужу с женой и вообще другу с другом,
по-видимому, ничем не отличается от вопроса, как [им жить] правосудно,
потому что неодинаково правосудие в отношениях друга к другу и в отношениях
с чужим, или товарищем, или соучеником.

15 (XIII). Поскольку существуют три [вида] дружбы, как было сказано в
начале, и при каждой [разновидности] друзьями бывают как на основе
уравнивания, так и на основе превосходства (ведь и одинаково добродетельные
бывают друзьями, и лучший с худшим, то же справедливо и для [друзей],
доставляющих [друг другу] удовольствие, или [друзей] из соображений пользы,
[потому что и] они могут быть и равными с точки зрения [взаимной] поддержки,
и разными), постольку ровни сообразно своей уравненности должны быть равны
(toys isoys ...kat'



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz