Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 125


Но данное отношение представляется правильным, а [тирания отцов] у персов -
ошибочной, ибо различна власть над разными [по роду]. [Сообщество] мужа и
жены представляется аристократией, [т. е. властью лучших], ибо муж имеет
власть сообразно достоинству и в том, в чем мужу следует, а что подобает
жене, он ей и предоставляет. Но если муж распоряжается [в доме] всем, он
превращает [их сообщество] в олигархию, ибо делает это вопреки достоинству и
не как лучший [по сравнению с женой]. Случается иногда, что жены, будучи
богатыми наследницами, имеют власть над мужьямя; тем самым это власть не по
добродетели, но благодаря богатству и влиянию (dynamis), точно так, как при
олигархиях. А на тимократию похожи [отношения] братьев: они ведь равны, за
исключением разницы в возрасте; именно поэтому, если они намного отличаются
по возрасту, между ними уже невозможна братская дружба. "Демократия" же
бывает в домах без господина (там ведь все равны), и там, где начальствующий
немощен и каждому можно [делать, что ему вздумается].

13 (XI). В каждом из государственных устройств дружба проявляется в той
же мере, что и право[судие]. Дружеское расположение царя к тем, над кем он
царь, [выказывается] в преизбытке его благодеяний; действительно, подданным
он делает добро, если только, как добродетельный царь, он, словно пастух,
[пекущийся] об овцах, внимателен к ним - [к тому], чтобы у них все было
хорошо. Недаром Гомер назвал Агамемнона "пастырем народов". Такова и
отеческая [власть], но она отличается размером благодеяний, ибо [отец] -
виновник самого существования, что уже почитается величайшим благом, а кроме
того, еще и воспитания, и образования. Даже предкам за это воздается, и
отношение между отцом и сыном, предками и потомками, царем и подданными есть
по природе [отношение] власти [и подчинения] (to аrkhikon). Эти дружбы
основаны на превосходстве, вот почему почитают родителей. Наконец, и право у
одних и других не одинаковое, а сообразное достоинству, так ведь и в дружбе.
Дружба мужа с женой такая же, как и в аристократическом [государстве]:
она сообразна добродетели, и лучшему [принадлежит] большее благо, и каждому,
что ему подобает; так и с правом.
Дружба братьев напоминает дружбу товарищей, потому что они равны и
[примерно] одного возраста, а такие люди, как правило, имеют схожие страсти
и схожие нравы. Похожа на эту дружбу и дружба при тимократии, потому что
граждане тяготеют к тому, чтобы быть равными и добрыми [гражданами], и вот
они начальствуют по очереди и на равных основаниях, и дружба у них этому
соответствует.
При извращениях [государственных устройств] как право[судие], так и
дружба возможны в очень малой мере, и менее всего при наихудшем извращении,
ведь при тираннии дружба невозможна совсем или мало [возможна].
Действительно, если у властвующего и подчиненного нет ничего общего, нет и
дружбы, потому что и правосудия нет, как, например, в отношениях мастера к
его орудию, души к телу, господина к рабу.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz