|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 122 |
Те же, кто стремится к почету у добрых и знающих,
имеют целью укрепиться в собственном о себе мнении, а значит, и наслаждение
они получают, доверяя суду тех, кто говорит, что они добродетельны.
Но когда к человеку питают дружбу, это доставляет ему наслаждение само
по себе, и потому, вероятно, считается, что принимать такое [отношение к
себе] лучше, чем принимать почести, и дружба сама по себе достойна избрания.
С другой стороны, кажется, что дружба состоит, скорее, в том, чтобы
чувствовать ее самому (to philein), а не в том, чтобы ее чувствовали к тебе
(to phileisthai). Это подтверждается тем, что для матерей чувствовать дружбу
[к детям] - наслаждение. В самом деле, некоторые отдают собственных [детей]
на воспитание и чувствуют к ним дружбу, зная, [что это их дети], но не ищут
ответной дружбы (когда [еще] невозможна взаимность), и похоже, им довольно
видеть, что [с детьми] все хорошо, и они испытывают дружескую приязнь, даже
если по неведению [дети] не уделяют матери ничего из того, что ей подобает.
10. Итак, поскольку дружба состоит, скорее, в том, чтобы питать
дружеские чувства, а тех, кто любит друзей, хвалят, то, похоже, добродетель
друзей в том, чтобы питать дружбу; значит, кто питает дружбу в соответствии
с достоинством, те друзья постоянные и дружба [их постоянна].
Друзьями в этом смысле бывают в первую очередь неровни (anisoi), их
ведь можно уравнивать, а уравненность и сходство - это и есть дружность, и
особенно [если] сходство по добродетели. Ведь будучи постоянны сами по себе,
добродетельные постоянны и в отношении к другим; и они не нуждаются в дурном
и не делают дурного в услугу, напротив, они, так сказать, препятствуют
дурному, ибо таково свойство добродетельных - самим не совершать проступков
и не позволять друзьям.
А у испорченных нет ничего прочного, ведь они не остаются подобными
самим себе; однако, получая наслаждение от испорченности друг друга, и они
ненадолго становятся друзьями.
Что же касается друзей, приносящих пользу и доставляющих удовольствие,
то они дольше остаются друзьями, а именно, покуда оказывают друг другу
помощь и доставляют удовольствия. Дружба ради пользы возникает прежде всего,
видимо, из противоположностей, например у бедного с богатым, у неуча с
ученым, ибо, имея в чем-то нужду, человек тянется к этому, а взамен дарит
другое. Сюда можно, пожалуй, с натяжкой отнести влюбленного с возлюбленным и
красавца с уродом. И влюбленные недаром иногда кажутся смешными, требуя
такой же дружбы, какую сами питают к другому. Конечно, если они равно
способны вызывать дружескую приязнь (homoios philetoi), им, вероятно,
следует этого требовать, но, если ничего подобного они не вызывают, это
смехотворно. А возможно, противоположное тянется к противоположному не
самому по себе, но опосредованно, так как [в действительности] стремятся к
середине. [Середина] - это ведь благо; например, для сухого [благо] не стать
влажным, а достичь середины, и для горячего тоже, и соответственно для
остального.
|
|