Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 177


друзей много]. А нравиться многим, принося им пользу или удовольствие,
можно, ибо таких -- [ищущих выгод и удовольствий] -- много, а оказывание
услуг не [требует] долгого срока.

Из этих [видов] дружбы больше походит на [собственно] дружбу та, что
ради удовольствия, когда обо [стороны] получают одно и то же и получают
наслаждение друг от друга или от одинаковых вещей; таковы дружбы юношей:
здесь широта (to eleytherion) присутствует в большей степени. А дружба ради
пользы [свойственнее] торговцам.

Даже блаженные, не нуждаясь ни в чем полезном, нуждаются в
удовольствиях; поэтому они желают проводить жизнь с кем-то сообща, а что до
страдания, то небольшой срок они его терпят, но никому не выдержать
причиняющее страдание непрерывно, будь это само благо[24], -- вот почему
блаженные ищут друзей, доставляющих удовольствие. Вероятно, нужно, чтобы эти
друзья были также и добродетельными, причем для самих блаженных. Дело в том,
что только в этом случае у них будет все, что должно быть между друзьями.

Люди, наделенные могуществом, используют друзей, как мы это видим, с
разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие,
по едва ли одни и те же -- и то и другое, ибо могущественных не заботит,
чтобы доставляющие удовольствие были наделены добродетелью, а полезные были
бы [полезны] для прекрасных [деяний]; напротив, стремясь к удовольствиям,
они [ищут] остроумных, а для выполнения приказаний -- изобретательных, по
одни и те же люди редко бывают и теми и другими [одновременно]. Сказано уже,
что и удовольствие, и пользу вместе доставляет добропорядочный человек, во
такой человек не делается другом превосходящему его [по положению], если
только последний не превосходит его также добродетелью; в противном случае
он не будет в положении равенства, т. е. как превзойденный пропорционально
[заслугам превосходящего]. Но такие [властители], что обладают
превосходством еще и в добродетели, обычно бывают редки[25].



8.


Описанные выше [разновидности] дружбы [основаны] на уравненности.
Действительно, обе стороны или получают и желают друг для друга одного и
того же, или обмениваются разным, допустим удовольствием и помощью; сказано
уже, что эти виды дружбы хуже и менее постоянны. Как кажется, [эти
разновидности] и являются, и не являются дружбами в силу соответственно (и)
сходства и несходства с одним и тем же; действительно, по сходству с дружбой
до добродетели они являются дружбами (ведь в одной разновидности] заключено
удовольствие, в другой -- польза, а в той [дружбе по добродетели]
присутствует и то и другое), но поскольку [дружба по добродетели]
неподвластна клевете и постоянна, а эти [виды дружбы] скоропреходящи, да и
во многом другом от нее отличны, то из-за несходства [с дружбой по
добродетели] кажется, что это -- не дружбы.



(VII).


Есть и другой род дружбы, основанный на превосходстве [одной стороны],
как, скажем, [дружеские отношения] отца к сыну и вообще старшего к младшему,
мужа к жене и всякого начальника к подчиненному.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz