|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 177 |
друзей много]. А нравиться многим, принося им пользу или удовольствие,
можно, ибо таких -- [ищущих выгод и удовольствий] -- много, а оказывание
услуг не [требует] долгого срока.
Из этих [видов] дружбы больше походит на [собственно] дружбу та, что
ради удовольствия, когда обо [стороны] получают одно и то же и получают
наслаждение друг от друга или от одинаковых вещей; таковы дружбы юношей:
здесь широта (to eleytherion) присутствует в большей степени. А дружба ради
пользы [свойственнее] торговцам.
Даже блаженные, не нуждаясь ни в чем полезном, нуждаются в
удовольствиях; поэтому они желают проводить жизнь с кем-то сообща, а что до
страдания, то небольшой срок они его терпят, но никому не выдержать
причиняющее страдание непрерывно, будь это само благо[24], -- вот почему
блаженные ищут друзей, доставляющих удовольствие. Вероятно, нужно, чтобы эти
друзья были также и добродетельными, причем для самих блаженных. Дело в том,
что только в этом случае у них будет все, что должно быть между друзьями.
Люди, наделенные могуществом, используют друзей, как мы это видим, с
разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие,
по едва ли одни и те же -- и то и другое, ибо могущественных не заботит,
чтобы доставляющие удовольствие были наделены добродетелью, а полезные были
бы [полезны] для прекрасных [деяний]; напротив, стремясь к удовольствиям,
они [ищут] остроумных, а для выполнения приказаний -- изобретательных, по
одни и те же люди редко бывают и теми и другими [одновременно]. Сказано уже,
что и удовольствие, и пользу вместе доставляет добропорядочный человек, во
такой человек не делается другом превосходящему его [по положению], если
только последний не превосходит его также добродетелью; в противном случае
он не будет в положении равенства, т. е. как превзойденный пропорционально
[заслугам превосходящего]. Но такие [властители], что обладают
превосходством еще и в добродетели, обычно бывают редки[25].
8.
Описанные выше [разновидности] дружбы [основаны] на уравненности.
Действительно, обе стороны или получают и желают друг для друга одного и
того же, или обмениваются разным, допустим удовольствием и помощью; сказано
уже, что эти виды дружбы хуже и менее постоянны. Как кажется, [эти
разновидности] и являются, и не являются дружбами в силу соответственно (и)
сходства и несходства с одним и тем же; действительно, по сходству с дружбой
до добродетели они являются дружбами (ведь в одной разновидности] заключено
удовольствие, в другой -- польза, а в той [дружбе по добродетели]
присутствует и то и другое), но поскольку [дружба по добродетели]
неподвластна клевете и постоянна, а эти [виды дружбы] скоропреходящи, да и
во многом другом от нее отличны, то из-за несходства [с дружбой по
добродетели] кажется, что это -- не дружбы.
(VII).
Есть и другой род дружбы, основанный на превосходстве [одной стороны],
как, скажем, [дружеские отношения] отца к сыну и вообще старшего к младшему,
мужа к жене и всякого начальника к подчиненному.
|
|