Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 71

е. хлеб и вино], должно
быть приравнено.
И если сегодня нет ни в чем нужды, то монета служит нам как бы залогом
возможности обмена в будущем, если возникнет нужда, ибо нужно, чтобы у того,
кто приносит [деньги], была возможность приобрести [на них что-либо].
Но и монета претерпевает то же, [что и другие блага], ведь не всегда
она имеет равную силу. И все же монета более тяготеет к постоянству. Потому
и нужно, чтобы всему была назначена цена, ибо в таком случае всегда будет
возможен обмен, а если будет обмен, будут и [общественные] взаимоотношения.
Итак, монета, словно мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивает; и как без
обмена не было бы [общественных] взаимоотношений, так без приравнивания -
обмена, а без соизмеримости - приравнивания.
Конечно, в действительности вещи столь различные не могут стать
соизмеримы, но, если иметь в виду потребность, основания [для соизмерения]
достаточны.
Итак, должна существовать какая-то единица [измерения], причем
[основанная] на условленности, и потому она зовется номисма, в самом деле,
она делает все соизмеримым, ибо все измеряют монетами.
[Пусть] дом - A, десять мин - B, ложе - Y; A - это половина B, если дом
стоит пять мин или равен пяти минам. Ложе Y есть десятая часть B; ясно
тогда, сколько лож равно дому, а именно пять. Ясно также, что до монеты
обмен происходил как раз таким образом, потому что безразлично, дать ли за
дом пять лож или цену пяти лож.

9. Итак, что есть неправосудие и что есть правосудие - сказано.
Коль скоро эти [понятия] определены, ясно, что пра-восудность в
действии (dikaiopragia) означает середину между тем, чтобы поступать
неправосудно (to adikein), и тем, чтобы терпеть неправосудие (to
adikeisthai): в одном случае имеют больше [должного], в другом - меньше. А
правосудность состоит в обладании некоей серединой, однако не в том же
смысле, что прочие добродетели, но потому, что она принадлежит середине, а
неправосуд-ность - крайностям.
Правосудность, стало быть, есть то, в силу чего правосудный считается
способным поступать правосудно по сознательному выбору и [способным]
распределять [блага] между собою и другими, а также между другими [лицами]
не так, чтобы больше от достойного избрания [досталось] ему самому, а меньше
- ближнему (и наоборот - при [распределении] вредного), но [так, чтобы обе
стороны получили] пропорционально равные доли; так же он поступает,
[распределяя доли] между другими лицами.
Напротив, неправосудность предполагает неправосудное, [т. е. неправое],
а значит, в выгодном и вредном соответственно избыток и недостаток, которые
нарушают пропорциональность. Вот почему неправосудность - это избыток и
недостаток, ведь она [причина] избытка и недостатка, и притом для самого
[неправосудного человека - причина] избытка в безусловно выгодном и
недостатка во вредном, а для других в целом [все] так же, только
пропорциональность может нарушаться в любую сторону.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz