Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 65

А значит, существует особая "неправосудность", как бы часть
от неправосудности в целом, и существует нечто "неправосудное" как часть от
неправосудного [и] противозаконного в целом.
Далее, если один блудит ради наживы и за плату, а другой - по влечению,
платя и платясь за это, то последнего скорее, пожалуй, сочтут распущенным,
нежели своекорыстным, а первого - неправосудным, но не распущенным. Ясно,
что это из-за наживы.
Далее, все прочие неправосудные дела (adikemata) всегда можно возвести
к какому-нибудь пороку, например: если совершил блуд - к распущенности, если
оставил соратника [в бою] - к трусости, если ударил - к гневу, но если
нажился, то ни к чему, кроме неправосудности.
Таким образом, очевидно, что наряду с неправосуд-ностью в целом
существует и некая другая, частная, именуемая так же, потому что по
определению они относятся к одному и тому же роду, ведь и то и другое имеет
смысл в отношении к другому [лицу], только неправосудность [в узком смысле]
обращена на почесть, имущество, безопасность или на то, что (будь у нас одно
слово) охватывает это все и что [возникает] при удовольствии от наживы; а
другая [неправосудность] обращена на все, с чем имеет дело добропорядочный.

5. Ясно, таким образом, что существует несколько [видов] правосудности
и что наряду [с той, которая совпадает] с добродетелью в целом, существует
некая другая; осталось выяснить, что это и каково оно.
Итак, неправосудное определено и как противозаконное, и как
несправедливое, а правосудное - как законное и справедливое.
Неправосудность, о которой было сказано ранее, соответствует
противозаконности. Поскольку же несправедливость [как неравенство] и
противозаконность не тождественны, но различаются как часть по отношению к
целому (ведь все несправедливое [в смысле неравенства] противозаконно, но не
все противозаконное несправедливо [в этом смысле]), то неправосудное и
неправосудность тоже не одни и те же, но [могут] отличаться от
[неправосудности и неправосудного в целом], т. е. одно [выступает] как
часть, другое - как целое; действительно, неправосудность в смысле
несправедливости - часть неправосудности в целом, точно так же как
правосудность [в смысле справедливости - часть] правосудности в целом.
Следовательно, нам нужно сказать о частной правосудности и частной
неправосудности и о таком же правосудном и неправосудном.
Поэтому оставим в стороне правосудность, подчиненную добродетели в
целом и представляющую собою обращение добродетели в целом на другое [лицо],
и соответствующую неправосудность, [которая так же соотносится] с
порочностью [в целом]. Ясно также, как в соответствии с этим следует
определить правосудное и неправосудное. Дело в том, что, может быть,
большинство законных [поступков] совершается от добродетели в целом, так как
закон предписывает жить по всей добродетели и запрещает - по любой
порочности; а добродетель в целом создается поступками, которые представляют
собою узаконенные [действия], установленные законодателем для воспитания на
общее [благо].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz