Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 96


Кроме того, трудный вопрос ставит софистическое рассуждение.
Действительно, из-за того, что софисты хотят заставить принять парадоксы,
чтобы, когда это удастся, [вызвать удивление] своей изобретательностью, -
из-за этого полученный силлогизм и являет собой неразрешимую трудность. В
самом деле, мысль связана, когда из-за неудовлетворенности выводом держаться
его не хочет, а идти дальше не может, потому что не способна опровергнуть
[это] рассуждение.
При одном [софистическом] рассуждении выходит, что безрассудство
(aphrosyne) вкупе с невоздержностью есть добродетель. Действительно, от
невоздержности человек совершает поступки, противоположные [его собственным]
представлениям, а [от безрассудства] ему представляется, что добродетельные
[поступки] порочны и совершать их не следует, и, значит, он будет совершать
поступки добродетельные, а не порочные.
Далее, кто доставляет себе удовольствия и преследует их по убеждению и
сознательному выбору, тот покажется, должно быть, лучшим в сравнении с тем,
кто так поступает не по расчету, а от невоздержности, ведь его легче
исцелить, потому что можно переубедить. К невоздержному же относится
пословица, в которой говорится: "Когда водой подавишься, чем запивать?",
потому что если бы человек совершал поступки по убеждению, то, будучи
переубежден, он перестал бы так поступать, в данном же случае убежденный {в
одном} он, тем не менее, поступает по-другому.
И наконец, если невоздержность и воздержность могут относиться ко
всему, кто же тогда будет невоздержным во всех отношениях, [т. е. в
безусловном смысле слова] (haplos)? В самом деле, никто не наделен всеми
[видами] невоздержности в совокупности, а между тем мы говорим, что
некоторые безусловно невоздержны.

4. Таковы, стало быть, определенные [логические] за труднения. которые
тут возникают. Одни из них надо отбросить, а другие сохранить, ибо
разрешение [логического] затруднения - это обнаружение [истины].
(III). Прежде всего, конечно, надо рассмотреть, сознательно (eidos) или
нет [поступает невоздержный], и если сознательно, то в каком смысле; затем,
в каких вещах следует полагать человека невоздержным и воздержным, т. е. в
любых ли удовольствиях и страданиях или [только] в известных, [строго]
определенных вещах, а кроме того, одно ли и то же быть воздержным и
выдержанным, или это разные вещи? Соответственно надо рассмотреть и другие
[вопросы], которые тесно связаны с настоящим исследованием (theoria).
Начало нашего рассмотрения (skepsis) - [вопрос о том], различаются ли
воздержный и невоздержный по тому, с чем они имеют дело, или по тому, как
они к этому относятся, иными словами, является ли человек невоздержным
только потому, что невоздержен в отношении совершенно определенных вещей,
или не поэтому, а по тому, как он к ним относится, или же и не по этому
[тоже], но в силу того и другого вместе.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz