|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 96 |
Кроме того, трудный вопрос ставит софистическое рассуждение.
Действительно, из-за того, что софисты хотят заставить принять парадоксы,
чтобы, когда это удастся, [вызвать удивление] своей изобретательностью, -
из-за этого полученный силлогизм и являет собой неразрешимую трудность. В
самом деле, мысль связана, когда из-за неудовлетворенности выводом держаться
его не хочет, а идти дальше не может, потому что не способна опровергнуть
[это] рассуждение.
При одном [софистическом] рассуждении выходит, что безрассудство
(aphrosyne) вкупе с невоздержностью есть добродетель. Действительно, от
невоздержности человек совершает поступки, противоположные [его собственным]
представлениям, а [от безрассудства] ему представляется, что добродетельные
[поступки] порочны и совершать их не следует, и, значит, он будет совершать
поступки добродетельные, а не порочные.
Далее, кто доставляет себе удовольствия и преследует их по убеждению и
сознательному выбору, тот покажется, должно быть, лучшим в сравнении с тем,
кто так поступает не по расчету, а от невоздержности, ведь его легче
исцелить, потому что можно переубедить. К невоздержному же относится
пословица, в которой говорится: "Когда водой подавишься, чем запивать?",
потому что если бы человек совершал поступки по убеждению, то, будучи
переубежден, он перестал бы так поступать, в данном же случае убежденный {в
одном} он, тем не менее, поступает по-другому.
И наконец, если невоздержность и воздержность могут относиться ко
всему, кто же тогда будет невоздержным во всех отношениях, [т. е. в
безусловном смысле слова] (haplos)? В самом деле, никто не наделен всеми
[видами] невоздержности в совокупности, а между тем мы говорим, что
некоторые безусловно невоздержны.
4. Таковы, стало быть, определенные [логические] за труднения. которые
тут возникают. Одни из них надо отбросить, а другие сохранить, ибо
разрешение [логического] затруднения - это обнаружение [истины].
(III). Прежде всего, конечно, надо рассмотреть, сознательно (eidos) или
нет [поступает невоздержный], и если сознательно, то в каком смысле; затем,
в каких вещах следует полагать человека невоздержным и воздержным, т. е. в
любых ли удовольствиях и страданиях или [только] в известных, [строго]
определенных вещах, а кроме того, одно ли и то же быть воздержным и
выдержанным, или это разные вещи? Соответственно надо рассмотреть и другие
[вопросы], которые тесно связаны с настоящим исследованием (theoria).
Начало нашего рассмотрения (skepsis) - [вопрос о том], различаются ли
воздержный и невоздержный по тому, с чем они имеют дело, или по тому, как
они к этому относятся, иными словами, является ли человек невоздержным
только потому, что невоздержен в отношении совершенно определенных вещей,
или не поэтому, а по тому, как он к ним относится, или же и не по этому
[тоже], но в силу того и другого вместе.
|
|