|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 82 |
Следовательно, рассчитывающая часть - это [только] какая-то одна часть
[части], наделенной суждением.
Нужно теперь рассмотреть, каков наилучший склад для той и для другой
части души, ибо для той и для другой именно он является добродетелью, а
добродетель проявляется в свойственном ей деле.
(II). Есть три [силы] души, главные для поступка и для истины: чувство,
ум (noys), стремление (orexis). Из них чувство не является началом какого бы
то ни было поступка; это ясно потому, что чувство имеют и звери, но они не
причастны к поступку. Далее, что для мысли утверждение и отрицание, то для
стремления преследование и бегство. Таким образом, если нравственная
добродетель - это устои, которые избираются нами сознательно (hexis
proairetike), а сознательный выбор - это стремление, при котором принимают
решения (orexis boyleytike), то суждение должно быть поэтому истинным, а
стремление правильным, коль скоро и сознательный выбор добропорядочен и
[суждение] утверждает то же, что преследует стремление.
Итак, мысль и истина, о которых идет речь, имеют дело с поступками
(praktike), а для созерцательной (theoretike) мысли, не предполагающей ни
поступков, ни созидания-творчества (poietike), добро (to ey) и зло (to
kakos) - это соответственно истина и ложь; ибо это - дело всего мыслящего,
дело же части, предполагающей поступки и мыслительной, - истина, которая
согласуется с правильным стремлением.
Начало, {источник], поступка - сознательный выбор, но как движущая
причина, а не как целевая, [в то время как источник] сознательного выбора -
стремление и суждение, имеющее что-то целью. Вот почему сознательный выбор
невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо [нравственных] устоев; в самом
деле, благополучие [как получение блага] в поступках (eypraxia), так же как
его противоположность, не существует в поступке помимо мысли и нрава. Однако
сама мысль ничего не приводит в движение, [это делает только мысль],
предполагающая какую-то цель, т. е. поступок, ибо у этой [мысли] под началом
находится творческая [мысль]. Дело в том, что всякий, кто творит, творит
ради чего-то и творчество (to poieton) - это не безотносительная цель, но
чья-то [цель] и относительная. Между тем свершение поступка (to prakton) -
[цель безотносительная], а именно: благо-получение в поступке (eypraxia)
само есть цель, стремление же направлено к цели. Именно поэтому сознательный
выбор - это стремящийся ум, [т. е. ум, движимый стремлением], или же
осмысленное стремление, [т. е. стремление, движимое мыслью], а именно такое
начало есть человек.
Предметом сознательного выбора (proaireton) не может быть нечто в
прошлом; так, никто не собирается (proaireitai) разрушить Илион, ибо о
прошедшем не принимают решений, [их принимают только] о будущем и о том, что
может быть, а прошедшее не может стать не бывшим, и потому прав Агафон:
Ведь только одного и богу не дано:
Не бывшим сделать то, что было сделано.
|
|