Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 82


Следовательно, рассчитывающая часть - это [только] какая-то одна часть
[части], наделенной суждением.
Нужно теперь рассмотреть, каков наилучший склад для той и для другой
части души, ибо для той и для другой именно он является добродетелью, а
добродетель проявляется в свойственном ей деле.
(II). Есть три [силы] души, главные для поступка и для истины: чувство,
ум (noys), стремление (orexis). Из них чувство не является началом какого бы
то ни было поступка; это ясно потому, что чувство имеют и звери, но они не
причастны к поступку. Далее, что для мысли утверждение и отрицание, то для
стремления преследование и бегство. Таким образом, если нравственная
добродетель - это устои, которые избираются нами сознательно (hexis
proairetike), а сознательный выбор - это стремление, при котором принимают
решения (orexis boyleytike), то суждение должно быть поэтому истинным, а
стремление правильным, коль скоро и сознательный выбор добропорядочен и
[суждение] утверждает то же, что преследует стремление.
Итак, мысль и истина, о которых идет речь, имеют дело с поступками
(praktike), а для созерцательной (theoretike) мысли, не предполагающей ни
поступков, ни созидания-творчества (poietike), добро (to ey) и зло (to
kakos) - это соответственно истина и ложь; ибо это - дело всего мыслящего,
дело же части, предполагающей поступки и мыслительной, - истина, которая
согласуется с правильным стремлением.
Начало, {источник], поступка - сознательный выбор, но как движущая
причина, а не как целевая, [в то время как источник] сознательного выбора -
стремление и суждение, имеющее что-то целью. Вот почему сознательный выбор
невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо [нравственных] устоев; в самом
деле, благополучие [как получение блага] в поступках (eypraxia), так же как
его противоположность, не существует в поступке помимо мысли и нрава. Однако
сама мысль ничего не приводит в движение, [это делает только мысль],
предполагающая какую-то цель, т. е. поступок, ибо у этой [мысли] под началом
находится творческая [мысль]. Дело в том, что всякий, кто творит, творит
ради чего-то и творчество (to poieton) - это не безотносительная цель, но
чья-то [цель] и относительная. Между тем свершение поступка (to prakton) -
[цель безотносительная], а именно: благо-получение в поступке (eypraxia)
само есть цель, стремление же направлено к цели. Именно поэтому сознательный
выбор - это стремящийся ум, [т. е. ум, движимый стремлением], или же
осмысленное стремление, [т. е. стремление, движимое мыслью], а именно такое
начало есть человек.
Предметом сознательного выбора (proaireton) не может быть нечто в
прошлом; так, никто не собирается (proaireitai) разрушить Илион, ибо о
прошедшем не принимают решений, [их принимают только] о будущем и о том, что
может быть, а прошедшее не может стать не бывшим, и потому прав Агафон:

Ведь только одного и богу не дано:
Не бывшим сделать то, что было сделано.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz