Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 62


Эта страсть, [т. е. переживание], подобает не всякому возрасту, но
[только] молодому. Мы полагаем, что в определенном возрасте следует быть
стыдливыми, потому что, живя по страсти, молодые совершают много проступков,
а стыдливость препятствует им. И мы хвалим стыдливых среди молодежи, но
человека более взрослого никто, пожалуй, не похвалит за стеснительность
(aiskhyntelos). Мы ведь уверены, что он не должен совершать поступки,
которых стесняются (eph' hois aiskhyne). Стыдливость, коль скоро она
возникла в связи с дурными поступками, чужда порядочному (epieikes) человеку
(ведь [ему] не следует их совершать), причем безразлично, воистину постыдны
(aiskhra) эти деяния или слывут таковыми, потому что ни тех, ни других
совершать не следует, чтобы не пришлось стесняться. Свойство же дурного
человека - это как раз быть способным совершить нечто постыдное. Нелепо
ведет себя тот, кто, совершив один из постыдных поступков, стесняется и
думает, что тем самым он порядочный человек. Стыд ведь бывает за
произвольные поступки, а порядочный человек по своей воле никогда не сделает
дурного. Стыд мог бы быть чем-то порядочным условно: ведь если [порядочный]
человек совершил [постыдный] поступок, он будет этого стесняться, но к
добродетелям это не имеет отношения. И хотя беззастенчивость (anaiskhyntia),
т. е. отсутствие стыда (to me aideisthai) за постыдные (поступки], - это
нечто дурное, тем не менее стесняться, совершая такие поступки, вовсе не
есть нечто порядочное. Ведь и воздержанность тоже не добродетель, а нечто
смешанной природы; на нее в этой связи мы укажем позднее.



КНИГА ПЯТАЯ (Е)



(1). В связи с правосудностью (dikaiosyne) и неправосудностью (adikia)
нужно рассмотреть [следующие вопросы]: к каким поступкам то и другое может
иметь отношение, обладание какого рода серединой есть правосудность и в чем
серединой является правосудное (to dikaion)?
Пусть наше рассмотрение идет тем же путем (metho-don), что и в
предыдущем изложении.
Мы видим, конечно, что все склонны называть правосудностью такой склад
[души], при котором люди склонны к правосудным поступкам (praktikoi ton
dikaion), совершают правосудные дела (dikaiopragoysi) и желают правосудного
(ta dikaia). Подобным образом и о неправо-судности [говорят, что это такой
склад], при котором поступают неправосудно (adikoysi) и желают
неправосудного (ta adika). Поэтому сперва пусть это и будет у нас как бы в
общих чертах принято за основу.
Между тем с науками и умениями дело обстоит иначе, нежели со складами
[души]. А именно для противоположностей признается существование одного и
того же умения, или одной и той же науки, но склад как один из
противоположных складов не может быть тождественным для противоположностей;
скажем, от здоровья не бывает ничего ему противоположного, только здоровье:
ведь походку мы определяем как здоровую, когда ходят так, как в здоровом
состоянии.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz