Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 100

Но хотя [распущенный и невоздержный] проявляются в отношении к
одному и тому же, они это делают не одинаково, а один по сознательному
выбору, другой нет.
Вот почему мы, скорее, назовем распущенным того, кто, не испытывая
влечения или испытывая его слабо, преследует чрезмерные удовольствия и
избегает [даже] умеренных страданий, нежели назовем так того, кто делает это
по сильному влечению. Что же в самом деле натворит первый, появись в нем к
тому же юношески [страстное] влечение и сильное страдание из-за нужды в
необходимых вещах?
Однако среди влечений и удовольствий существуют такие, что по роду
относятся к вещам прекрасным и доброкачественным (ибо, согласно делению,
произведенному ранее, среди вещей, доставляющих удовольствие, иные по
природе достойны избрания, другие им противоположны, третьи находятся
посредине), например имущество и прибыль, победа и почет. По поводу всего -
и этих вещей, и лежащих посредине - людей осуждают не за то, что они
испытывают их воздействие, питают к ним влечение и любовь, но за то, как они
это делают, а именно за то, что нарушают меру. Вот почему осуждаются и те,
кто вопреки [верному] суждению либо воздерживаются от чего-то прекрасного по
природе и благого, либо (вопреки суждению] преследуют это, как, например,
те, кто больше, чем нужно, хлопочут о почете или о детях и родителях, ибо
хотя это тоже относится к благам и, кто хлопочет об этом, заслуживает
похвалы, однако и тут бывает своего рода чрезмерность (если, скажем, как
Ниоба, спорить с богами или относиться к отцу, как Сатир, прозванный
от-целюбом, так как считали, что он ведет себя слишком глупо); ввиду
сказанного в этом [все-таки] нет никакой порочности, потому что сам по себе
каждый такой предмет влечения относится к вещам по [своей] природе достойным
избрания, а дурными и такими, которых избегают, являются излишества в этом.
Соответственно нет и невоздержности, коль скоро невоздержность не только
нечто избегаемое - это еще и одна из тех вещей, которые осуждаются - и
все-таки в силу сходства страсти мы даже здесь говорим о невоздержности,
уточняя в каждом отдельном случае, в чем невоздержность, так же как "плохой
врач" и "плохой лицедей" мы говорим о человеке, которого не назвали бы
"плохим" (kakos) безотносительно. И вот как здесь мы не [обходимся без
уточнения], потому что каждая из этих ["порочностей"] означает не собственно
порочность (kakia), но подобна ей по соответствию, так, очевидно, и в случае
с невоздержностью и воздержностью нужно подразумевать (hypolepteon) только
ту невоздержность и ту воздержность, что имеют отношение к тому же, что
благоразумие и распущенность. А в связи с яростью мы употребляем эти слова
только из-за сходства [страсти], и потому говорим "невоздержный", уточняя:
"в порывах ярости", так же как: "в често[любии]", "в наживе".
(V). Если некоторые вещи доставляют удовольствие по природе в разных
смыслах: одни - в безусловном, другие - в зависимости от рода животных и
людей, а [некоторые доставляют его не по природе], но одно - в силу уродств,
другое - в силу привычек, третье - по испорченности естества, [или природы],
то и для каждого из названных случаев тоже можно обнаружить наиболее близкие
им склады [души].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz