Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 135

Далее, он желает для себя
самого того, что является и кажется благами (tagatha kai phainomena), и
осуществляет это в поступках (ибо добродетельному свойственно усердие в
благе), причем [и желает, и осуществляет он это] ради самого себя, а именно
ради мыслящей части души (to dianoetikon), которая, как считается, и
составляет [самость] каждого (hoper hekastos). Кроме того, он желает, чтобы
он сам был жив, цел и невредим, и прежде всего та его часть, благодаря
которой он разумен (phronei). В самом деле, "быть" - благо для
добропорядочного человека, и каждый желает собственно благ себе, так что
никто не выберет для себя владеть хоть всем [благом] при условии, что он
станет другим [существом] (а ведь бог-то как раз и обладает [всем благом]);
напротив, [только] при условии, что 6п останется тем, кто есть, - кем бы он
ни был - [человек желает себе блага]. Между тем каждый - это, пожалуй, его
понимающая часть (to nooyn), или прежде всего она. И [добропорядочный]
человек желает проводить время сам с собою, ибо находит в этом удовольствие,
ведь и воспоминания о совершенных поступках у него приятные, и надежды на
будущее добрые (agathai), а такие вещи доставляют удовольствие. И для его
мысли в изобилии имеются предметы умозрения (theoremata). И горе, и
удовольствие он лучше всего разделит с самим собою, потому что страдание ему
причиняют и удовольствие доставляют во всех случаях одни и те же вещи, а не
один раз одно, другой - другое, он ведь чужд запоздалому раскаянию.
Итак, поскольку каждый из этих признаков присутствует в отношении
доброго человека к самому себе, а к другу относятся, как к самому себе
(потому что друг - это иной [я сам]), постольку считается, что и дружба
есть, если есть тот или иной признак, а друзья - те, в чьих отношениях
имеются эти [признаки]. Оставим пока вопрос о том, возможна или нет дружба с
самим собою. По всей видимости эта дружба возможна, поскольку [душа] состоит
из двух или более ,[частей], и еще потому, что чрезмерность в дружбе
сравнивается с [дружбой] к самому себе.
На первый взгляд названные [признаки], кажется, имеются в отношении к
себе у большинства людей, хотя бы эти люди были дурными. А в таком случае
причастны ли они к данным [признакам] в той мере, в какой они сами себе
нравятся и представляются себе добрыми? Ведь ни у одного из окончательно
дурных и нечестивых их все-таки нет, да и не кажется, [будто есть]. Навряд
ли имеются эти [черты] у [просто] дурных, ибо они находятся в разладе с
самими собою и влечения их обращены к одному, а желания - к другому; таковы,
например, невоздержные: тому, что им самим кажется благом, они предпочитают
удовольствия, хотя бы и вредоносные. Так и другие из трусости ли или из
праздности перестают делать то, что, по их же мнению, самое для них лучшее.
А те, кто много совершили ужасных поступков и ненавистны за порочность
(mokhteria), бегут из жизни и убивают себя.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz