Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 43

А мы
уже сказали, что благоразумно - это обладание серединой в связи с
удовольствиями, потому что со страданием оно связано меньше и не так, (как с
удовольствиями); в тех же вещах проявляется и распущенность.
Поэтому определим теперь, с какого рода удовольствиями связано
благоразумие. Пусть различаются удовольствия тела и души; возьмем [из
последних] честолюбие и любознательность: в обоих случаях человек
наслаждается тем, что ему приятно, причем тело ничего не испытывает, но,
скорее, мысль. В связи с такими удовольствиями ни благоразумными, ни
распущенными не называются. Равным образом не называются так и те, кто имеет
дело с прочими удовольствиями, которые не являются телесными: ведь
болтливыми, а не распущенными мы называем тех, кто любит послушать и
порассказывать и проводит дни, судача о происшествиях; не называем мы так и
тех, кто страдает из-за потери имущества или из-за близких.
Благоразумие связано, пожалуй, с телесными удовольствиями, но и с
телесными не со всеми. Кто наслаждается созерцанием, например, красок и
линий картины, не называется ни благоразумным, ни распущенным. Впрочем, и
этим, вероятно, можно наслаждаться должно, чрезмерно и недостаточно.
То же справедливо и для удовольствий слуха: тех, кто чрезмерно
наслаждается пением или лицедейством, никто не назовет распущенными, а тех,
кто [наслаждается] этим как должно, - благоразумными.
Никто не назовет так и [наслаждающихся] обонянием, если исключить
привходящие обстоятельства, ибо мы называем распущенными не тех, кто
наслаждается запахом яблок, роз или воскурении, но, скорее, тех, кто
наслаждается запахом мира и яств; распущенные наслаждаются именно этим
потому, что запахи напоминают им о предметах их влечения. Можно, пожалуй,
увидеть, как и другие, когда голодны, наслаждаются запахом пищи, но присуще
наслаждение такими вещами [именно] распущенному, ибо для него это - предметы
влечения.
И другие животные, если исключить привходящие обстоятельства, не
получают удовольствия от этих чувств. Ведь не обоняя, а пожирая зайцев,
получают наслаждение псы, почуять же [добычу] позволил запах; так и лев
[рад] не мычанию, а пожиранию быка, а что бык близко, он почуял по мычанию,
вот и кажется, будто мычание доставляет ему наслаждение. Точно так не виду
"или оленя или дикой козы" [бывает он рад], а тому, что получит добычу.
Благоразумие и распущенность связаны с такими удовольствиями, которые
общи людям и остальным животным, а потому представляются низменными и
скотскими. Это осязание и вкус. Но ко вкусу человек, кажется, прибегает мало
или даже вовсе им не [пользуется], ведь от вкуса зависит различение соков, к
нему прибегают, проверяя вина и приготовляя кушанья, однако отнюдь не это
доставляет наслаждение, по крайней мере распущенным, но смакование - а оно
возникает всегда благодаря осязанию - как при еде, так и при питье и при так
называемых любовных утехах.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz