|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 174 |
Вполне попятно, что такая дружба постоянна,
ведь в ней все, что должно быть у друзей, соединяется вместе. Действительно,
всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия, [причем и то
и другое] -- или в безотносительном смысле, или для того, кто питает дружбу,
т. е. благодаря известному сходству[13].
А в совершенной дружбе имеется все, о чем было сказано, благодаря самим
по себе [друзьям]; в ней ведь друзья подобны друг другу и остальное -- благо
и удовольствие в безотносительном смысле -- присутствует в ней[14]. Это
главным образом и вызывает дружбу: так что "дружат" прежде всего такие люди,
и дружба у них наилучшая.
Похоже, что такие дружбы редки, потому что и людей таких немного. А
кроме того, нужны еще время и близкое знакомство (synetheia), ибо, как
говорит пословица, нельзя узнать друг друга, прежде чем съешь вместе [с
другом] тот знаменитый "[пуд] соли"[15], и потому людям не признать друг
друга и не быть друзьями, прежде чем каждый предстанет перед другим как
достойный дружбы и доверия. А те, кто в отношениях между собою вдруг
начинают вести себя дружески (ta philika poioyntes), желают быть друзьями,
но не являются ими, разве что они [взаимно] достойны дружеской приязни и
знают об этом; действительно, хотя желание дружбы возникает быстро, дружба
-- нет.
5 (IV).
Итак, эта дружба совершенная как с точки зрения продолжительности, так
и с остальных точек зрения. И во всех отношениях каждый получает от другого
[нечто] тождественное или сходное, как то и должно быть между друзьями.
Дружба ради удовольствия имеет сходство с этой дружбой, ведь и
добродетельные доставляют друг другу удовольствие. Так обстоит дело и с
дружбой ради пользы, ибо добродетельные тоже полезны друг для друга. И даже
между такими [друзьями ради пользы или удовольствия] дружеские привязанности
(philiai) особенно постоянны, когда они получают друг от друга одинаковое,
например удовольствие, и не просто [удовольствие], а еще и от того же самого
так, как бывает у остроумных, а не как у влюбленного и возлюбленного.
Действительно, эти последние получают удовольствие не от одного и того же,
но один, видя другого, а другой от ухаживаний влюбленного. Когда же подходит
к концу пора. [юности], иногда к концу подходит и [такая] дружба: ведь
первый не получает удовольствия от созерцания второго, а второй не получает
ухаживаний от первого. Многие, однако, постоянны в дружбе, если благодаря
близкому знакомству, как люди сходных нравов, они полюбили нравы [друг
друга] [16].
Те, кто в любовных делах обмениваются не удовольствием, а пользой, и
худшие друзья, и менее постоянные, а те, кто друзьями бывают из соображений
пользы, расторгают [дружбу] одновременно с [упразднением] надобности, ибо
они были друзьями не друг другу, а выгоде.
Поэтому друзьями из соображений удовольствия и из соображений пользы
могут быть и дурные [люди], н добрые [могут быть друзьями] дурным, и
человек, который ни то ни се, -- другом кому угодно; ясно, однако, что
только добродетельные [бывают друзьями] друг ради друга, ведь порочные люди
не наслаждаются друг другом, если им нет друг от друга какой-нибудь выгоды.
|
|